Буряты в Санкт-Петербурге

Буряты в Санкт-Петербурге

Полное описание

   На обширной территории, расположенной к востоку и западу от озера Байкал, проживает единственный монголоязычный народ в Сибири — буряты. Они имеют богатейшую историю и культуру, неразрывно связанную с единым монгольским миром, и в то же время сохраняют яркое своеобразие и национальную самобытность, восходящие к глубокой древности.

Вхождение Бурятии в состав Российского государства в середине XVII века явилось поворотным моментом в истории бурят. В 1727 году была установлена граница между Россией и Монголией, в результате чего произошло территориальное и политическое объединение бурятских племен в рамках единого государства и обособление их от остального монгольского мира. Именно с этого времени у бурятских племен начало появляться единство этнического самосознания и распространяться общее самоназвание буряты.

Процесс сложения бурятского этноса завершился к началу ХIХ века. В настоящее время буддизм — основная религия бурят, калмыков и тувинцев. За свою многовековую историю он оказал значительное влияние на их традиционное мировоззрение и культуру: формирование и развитие философской мысли, литературного языка, медицины, архитектуры, изобразительного искусства, норм поведения.

На формирование бурятской буддийской традиции мощное воздействие оказала Монголия. Именно отсюда в ХVII веке в Забайкалье стала проникать новая для бурят религия — буддизм тибетской школы Гелуг («благой закон»). В учении этой школы представлены все основные доктрины буддизма. Большое значение в тибетском буддизме имеют методы тантрийской практики как наиболее эффективный путь, обещающий достижения просветления в течение одной человеческой жизни.

С утверждением буддизма в Бурятию проникли многие достижения культуры народов Центральной Азии. Огромное значение для бурят имело распространение старомонгольской письменности (на основе монголо-уйгурского вертикального алфавита), ставшей важнейшим фактором для взаимопонимания и единения монгольских народов. (С 1931 года у бурят была введена письменность на основе латинской графики, а с 1939 года — на основе русского алфавита.) Буддизм, оказавший огромное влияние на культуру, образ жизни и психологию восточных бурят, не получил распространения в Прибайкалье, где господствовала древняя религия — шаманизм. Различия в культуре и образе жизни западных и восточных бурят наложили определенный отпечаток на их психологию и особенности характера. По наблюдениям путешественников начала ХХ века, прибайкальские буряты «на вид более развиты, смелы и самостоятельны», забайкальские буряты-буддисты «более вежливы, воспитаны, скромны, почтительны и обходительны». В то же время у бурят существовали и общие национальные черты характера, нормы поведения и морали. Отличительным свойством бурят являлась любовь к ближним, готовность помочь бедным и нуждающимся. Так, например, вдовы, старики и убогие всегда находились на попечении общины. Естественным и почетным считалось усыновление детей-сирот; приемные дети имели те же права, что и собственные.

Дети пользовались у бурят особой любовью, такое отношение к ним сохранилось и в наши дни. Как говорили буряты, ребенок одним годом младше Бурхана (Бога) и одним годом старше царя. Период с рождения и до совершеннолетия был связан с целым комплексом магических обрядов и церемоний: обряд захоронения последа, первого пеленания ребенка в колыбели, первой стрижки волос, обряды-моления во избежание болезней и несчастий. Буряты относились к детям очень мягко и терпеливо, окружали их заботой и добрым отношением, с самого раннего возраста уважали в ребенке человеческую личность, никогда не применяли методы физического наказания за проступки, считая порку вредным для их здоровья. Вместе с тем с раннего возраста детям прививались строгие этические нормы и правила поведения в семье и обществе. Буряты воспитывали в них беспрекословное послушание и почтительное отношение к родителям, уважение к старшему поколению, особенно к старикам. На примере своих родителей дети с малых лет учились гостеприимству. Любого человека, независимо от национальности и вероисповедания, буряты встречали с большим радушием, делили с ним кров и еду.

При входе в юрту гостей пропускали вперед и рассаживали у очага: женщин — на левую сторону юрты, мужчин — на правую, а самых почетных гостей на место с северной стороны, напротив двери. Затем подносили свежезаваренный чай с молоком и только после этого переходили к разговору о делах. Подавать людям или принимать от них что-либо полагалось обеими руками или правой, считавшейся «рукой благодати».

Почетных гостей угощали лучшими национальными блюдами. И в наши дни, если вы придете в гости к бурятам, хозяйка обязательно накормит вас традиционными буузами — большими пельменями, приготовленными на пару, домашней лапшой шуулэ, хворостом бова, чаем с молоком, окружит заботой и вниманием. По традиции, при отъезде гостям обязательно преподносили подарки: мужчинам — хадаки (шелковые шарфы), женщинам — платки, детям — монеты, сладости. Заплатить за гостеприимство деньгами во все времена означало оскорбить хозяина. К семьям, «не посещаемым народом», то есть негостеприимным, буряты относились неодобрительно. Одним из распространенных благопожеланий для молодоженов было: «Пусть в твоем доме не переведутся гости, а у коновязи — их кони».

С детства буряты воспринимали и усваивали нравственные принципы и этические идеалы своего народа. Высоко ценились такие человеческие качества, как честность, трудолюбие, справедливость, скромность, стойкость и твердость характера. Понятия о добре и зле, чести и справедливости передавались у бурят из поколения в поколение. Родители прививали детям любовь к родной земле и прошлому своего народа, знакомили с обычаями предков, родовыми легендами и преданиями. Каждый бурят с детства знал свою родословную до десяти и более поколений, историю и фольклор своего народа. У бурят широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, поэм (улигеров), среди которых особое место занимает героический эпос «Гэсэр», повествующий о подвигах богатыря-небожителя, спустившегося на землю для борьбы со злом и освобождения людей. Это произведение, названное исследователями «Илиадой Центральной Азии», вошло в сокровищницу мировой литературы.

Ярким проявлением духовной культуры бурят являются национальные праздники, главный из которых — древний национальный праздник Нового года Сагаалган (белый, или счастливый, месяц). По традиции, накануне праздника каждая семья наводила чистоту и порядок в жилище, готовилась к приему гостей. В последний день старого года все верующие съезжались в буддийский храм и совершали обряд очищения от грехов и несчастий уходящего года. Затем возвращались домой и украшали домашний алтарь, ставили перед бурханами лучшие угощения-жертвы (мясные и молочные продукты, печенье, сахар, конфеты и т. п.).

В первый день Сагаалгана родственники и соседи, одетые в лучшие праздничные одежды, ходили друг к другу в гости, обменивались поздравлениями и подарками. По представлениям бурят, чем обильнее новогодние угощения, тем богаче и удачнее будет весь предстоящий год. В течение дня буряты ходили из юрты в юрту, поздравляли друг друга и присаживались к праздничному столу. Считалось, чем больше гостей заглянет в первый новогодний день в дом, тем удачнее будет наступающий год. День завершался всевозможными развлечениями — песнями, соревнованиями сказителей, игрой на музыкальных инструментах. Праздничные гулянья продолжались 15 дней. В течение всего этого времени в дацанах проводился Сагаалганский хурал — целая серия торжественных обрядов и служб, посвященных пятнадцати чудотворным деяниям Будды Шакьямуни. В наши дни эта традиция сохраняется. Буддизм продолжает оказывать большое влияние на значительную часть современных бурят.

Во все времена бурят отличали стремление к просвещению, восприимчивость к наукам, сообразительность и трудолюбие. Народная поговорка гласит: «Нестоящее богатство — скот, среднее богатство — молодость, лучшее богатство — образование». Из бурятской народной среды вышла целая плеяда блестящих деятелей науки и культуры: известные ученые-востоковеды Г. Цыбиков, Б.Б. Барадийн, С.П. Балдаев, Ц.Ж. Жамцарано, знаток бурятского быта М.Н. Хангалов, основоположник национальной литературы Х. Намсараев, оперный певец Л.Л. Линховоин — слава и гордость музыкального театра Бурятии, и другие.

  Выдающейся личностью являлся Агван Лобсан Доржиев (1854–1938) — крупный политический деятель, тонкий дипломат и талантливый ученый, пользовавшийся большим авторитетом среди буддистов и представителей петербургской интеллигенции. Являясь духовным наставником и ближайшим доверенным лицом тибетского ХIII Далай-ламы Тубдан-Чжамцо, А. Доржиев выполнял негласную дипломатическую миссию посредника между Тибетом и Россией, проводя политику сближения государств. Он был инициатором, активным участником и руководителем строительства в Санкт-Петербурге буддийского храма, ставшего главным центром буддистов Северной столицы.

Буряты внесли большой вклад в распространение на территории России восточной медицины, сделав ее достоянием русской и европейской науки. Основная заслуга в этом принадлежит Петру Александровичу Бадмаеву — знаменитому врачу тибетской медицины, имевшему обширную частную практику в Санкт-Петербурге конца ХIХ — начала ХХ века. П.А. Бадмаев — личность яркая и неординарная. Он пользовался огромным влиянием и лечил весь цвет Северной столицы: членов царской фамилии, крупнейших политиков, деятелей науки и культуры.

Лечению больных и популяризации тибетской медицины П.А. Бадмаев посвятил всю свою жизнь. Его дело было продолжено потомками — династией врачей Бадмаевых. В наши дни семейную традицию возродил внучатый племянник знаменитого врача — Н.А. Бадмаев. Судьбы многих представителей бурятской интеллигенции связаны с городом на Неве. В наши дни в Санкт-Петербурге живут и работают известный хирург, руководитель Центра сосудистой и амбулаторной хирургии Ю.С. Савельев, профессор Государственного университета А.О. Бороноев, известный архитектор В.Б. Бухаев, художница Е.К. Зонхоева и многие другие деятели науки и культуры, родившиеся на бурятской земле.