Музей Императорского фарфорового завода – Санкт-Петербург

Музей Императорского фарфорового завода – Санкт-Петербург
  • телефон: +7 (812) 326-46-20
  • доп. телефоны: Дополнительные телефоны Музей Императорского фарфорового завода: +7 (812) 571-84-46 - предварительный заказ экскурсий в экскурсионном бюро Эрмитажа
  • email: Сайт: www.ipm.ru (официальный сайт музея)
  • адрес: Санкт-Петербург (Невский район), Ленинградская область ул. проспект Обуховской Обороны, 151
  • время работы: Пн: выходной
    Вт: 10:30-18:00
    Ср: 10:30-21:00
    Чт: 10:30-18:00
    Пт: 10:30-21:00
    Сб: 10:30-18:00
    Вс: 10:30-18:00
  • сайт: www.ipm.ru">www.ipm.ru

Полное описание

Императорский фарфоровый завод в  Санкт-Петербурге является одним из старейших в Европе, первым и одним из  крупнейших в России предприятий по производству художественных  фарфоровых изделий.
По указу императрицы Елизаветы Петровны в  1744 году  был заключен договор об организации производства фарфора с  шведским инженером Христофором Гунгером. Курировать строительство  будущей Порцелиновой мануфактуры (название до 1765 года) было поручено  управляющему кабинета Ее Императорского Величества барону Ивану  Черкасову. Однако Гунгеру за 4 года своего пребывания в России так и не  удалось наладить производство. Бразды правления доверили русскому химику  Дмитрию Виноградову, ранее приставленному к Гунгеру учеником. Новый  руководитель оправдал доверия Черкасова, наладив производство  высококачественного фарфора, не уступающего саксонскому. Виноградовым было составлено научное  описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям  керамической химии. Изначально завод выполнял заказы только  Императорского двора. Для царских особ изготавливались различные  табакерки, фарфоровые фигурки, сервизы.
При Екатерине II мануфактура была  реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым  заводом, с поставленным перед ним задачей; удовлетворять всю Россию фарфором. Конец ХVIII века стал временем расцвета  русского фарфора, а Императорский завод стал одним из ведущих в Европе. В  это время создаются грандиозные сервизные ансамбли: Яхтинский ,  Кабинетский, включающие до тысячи предметов, а также Арабесковый и  выполненные модельмейстером завода  французом Жаном Домиником Рашетом. Последний сервиз XVIII века был выполнен  для императора Павла I. Так совпало, что именно этим сервизом был  сервирован стол накануне гибели монарха.
В 1844 году, к столетнему юбилею   Императорского фарфорового завода, по приказу Николая I организовывается  заводской музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца. В 1870-х годах количество заказов  значительно уменьшается и поднимается вопрос о закрытии убыточного  предприятия. Спасает завод император Александр III указывая: "Государю  Императору благоугодно, чтобы Императорский фарфоровый завод был  поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в  художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского  и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли  промышленности."
Им же вводится правило выпускать изделия в двух экземплярах, один для заказчика, а второй для музея. Традиция  регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в  том числе в советскую эпоху После Октябрьской революции предприятие  национализируется, переименовывается в Государственный фарфоровый завод и  передается в ведение Народного комиссариата просвещения. В эти годы  зараждается новый стиль росписи фарфора - революционный по содержанию,  совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению.  Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана  монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно  художественными принципами искусства фарфора. В 1920-х на заводе творили известные  художники: К. Малевич, Чашник, Н. Суетин, С А.Щекотихина- Потоцкая,  Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором,  Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин, М.Добужинский.
В течение более чем 60 лет   на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей  Воробьевский. Помимо художественного фарфора, на  заводе успешно развивалось производство химического и технического  фарфора. Впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не  случайно в 1925 году, в связи с 200-летием Российской Академии наук,  заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В.Ломоносова. Коллекция музея дважды эвакуировалась,  первый раз осенью 1917 г. ее вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.),  второй в 1941 г., когда экспонаты были вывезены на Урал в город  Ирбит.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и  международных художественно-промышленных выставках.
В настоящее время  предприятие ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений  класса люкс под брендом Императорский фарфор (название возвращено в  2005 году). Фарфор ИФЗ представлен в Эрмитаже, московском Историческом  музее, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском  Метрополитен-музее и других. Музей ИФЗ в 2001 переходит под  руководство Эрмитажа, став его филиалом. В музее сформировалась  единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю  историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи  советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских  частных заводов, образцы японского и китайского фарфора. Здесь  представлены исторические и культурные ценности, аналогов которым нет ни  в одном музее мира. В библиотеке музея, основанной во второй половине  ХIХ века собраны редчайшие книги по фарфору и искусству, эскизы и  рисунки художников с мировым именем.
На территории ИФЗ 21 мая 2004 года  при  поддержке Государственного Эрмитажа открылась уникальная арт-площадка -  Галерея современного искусства фарфора.

Туристические места