Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.

Эстонцы

Эстонцы

Общие сведения

Эстонцы - финно-угорский народ в Эстонии, общая численность примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 921 тыс. (2008). Основной язык - эстонский, финно-угорской семьи.
До XVIII—XIX вв. эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли», то есть занимающийся земледелием. Термин eestlane пришёл из латыни (Aesti) - так назван Тацитом в «Германии» народ, населяющий дальний берег Балтийского моря. В Средние века на Руси предков эстонцев называли чудью, позднее в оборот вошло насмешливое прозвище «чухна».
Антропологически относятся к восточно-балтийской и нордической расам и переходным типам между ними. Большинство эстонцев — атеисты. Верующие в основном лютеране, есть православные.
Эстонцы - (самоназв. - ээстласед), нация, основное население Эстонии, а также - этническая общность в составе населения Санкт-Петербурга. Эстонский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие эстонцы в основном лютеране, есть православные (в основном сету).

Мы предлагаем Вам

Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий. При реализации мероприятий  наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики,  музыкального сопровождения, детали оформления и т. п.


Для более успешного взаимодействия с Вами предварительно просим Вас уточнить следующую информацию:

  • Название (или тема) мероприятия Формат мероприятия ( гулянья,концерт, выставка, свадьба, банкет и пр.)

  • Планируемая Вами дата и время

  • Планируемое место и адрес

  • Продолжительность  мероприятия

  • Ваши пожелания по подбору национальных ансамблей (исполнителей)

  • Ваши пожелания по ведущему мероприятия (национальный язык общения, пол, возраст и др)

  • Ваши пожелания по подбору национальной кухни, национальной одежды,  музыкальному сопровождению, оформлению места и т.п.

  • Категория участников и зрителей (пожилые люди\взрослые\дети, гости города и др.)

Какие решения являются правильными для Вас?  Свяжитесь с нашими специалистами или экспертами!

Напишите нам >>>

Контакты

196240 г. Санкт-Петербург,
 площадь Победы, дом 1
 тел./факс.: +7 (812) 926-74-76

Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.



Исторические данные

Первые эстонцы появились в Санкт-Петербурге в конце XVIII столетия, когда Екатерина II распространила рекрутский комплект на остзейские области: это были армейские нижние чины, которые, отслужив армии, оставались в Петербурге - солдаты и матросы, поденные рабочие. На рубеже XVIII-XIX веков эстонцев в Петербургской губернии было 1,7 тыс. человек, большая часть которых проживала в Петербурге.
В середине ХIХ века миграция из Прибалтики значительно усилилась. Ее причинами стали: принятый в 1816 г. в Эстляндской губернии закон, отменивший крепостную зависимость; вступившие в силу в 1849-1869 гг. аграрные законы, позволявшие выкупать у помещиков земли и создавать хутора, а также введенное в 1863 г. «Положение о паспортах», определившее порядок выдачи паспортов селя- нам. Дополнительным стимулом для миграции послужило также открытие в 70-х годах ХIХ в. Балтийской железной дороги, связавшей Таллин и Палдиски (52 км от Таллина) с Петербургом. В этот период времени эстонские переселенцы сначала, как правило, переселялись в малые города, например в Нарву, Кронштадт, Коломну, а затем – в Петербург.
Распространение в Прибалтике немецкого языка вело к приобщению к нему эстонцев, сохранявших эту связь и при переезде в другие места. Приезжим также было легче сблизиться с финнами, говорившими на близком и понятном для эстонцев языке. До образования эстонского прихода эстонцы ходили в финскую церковь. Позднее во многих городах близ Петербурга были созданы и действовали объединенные финско-эстонские или финско-эстонско-шведские приходы, такие как в середине ХIХ века в Кронштадте. В Петербурге эстонцы молились вместе с финнами, затем в немецкой церкви св. Михаила, где для них в 1787-1801 гг. шли службы на родном языке. В 1842 г. эстонцы отделились от немцев и заняли в Малой Коломне в Дровяном переулке дом, в котором была освещена церковь св. Иоанна. В 1859 г. по проекту акад. Г.Боссе был заложен храм и прилегающий к нему дом; в 1860 г. церковь была освящена. В соседнем доме размещались приют, богадельня и эстонская школа. Приход насчитывал 24 тыс. человек.
Рост эстонской общины в Петербургской губернии и Санкт-Петербурге начался во 2-й половине ХIХ века. По данным исследований, к 90-м годам XIX века общее количество эстонцев составило около 37 тыс. человек. К этому времени в Санкт-Петербургской губернии имелось шесть храмов, где можно было слушать православное богослужение на эстонском языке, в том числе русско-эстонский Исидоровский приход (1894-1933).
В конце ХIХ века (правление Александра III) в Петербурге появляется большое число русскоязычных эстонцев, что связано с переходом преподавания в школах Прибалтики с немецкого языка на русский язык, а также распространением русского языка среди национальностей империи. По данным этнографов, численность эстонцев в Петербурге составила: в 1869 г. – 4 тыс. человек; в 1881 г. - 7,2 тыс. человек; в 1890 г. - 10 тыс. человек; в 1900 г. - 18 тыс. человек; в 1910 г. - 23,4 тыс. человек.
В общем числе населения эстонцы составляли около 1,3 %. По переписи 1897 года в Петербурге находилось свыше 10% населения, родившегося в Эстляндской губернии, среди которых были не только эстонцы. Это позволяет говорить о сильном притяжении Петербурга для эстонцев. К 1917 году эстонское население Петербурга, в основном, по причине
I Мировой войны возросло до 40 тыс. человек.

По данным церковной статистики в 1859 году в эстонской церкви Петербурга и пригородов было 5353 прихожан, в 1970-е годы в лютеранской эстонской общине было около 10,6 тыс. прихожан. В 1908 году в приходе эстонской лютеран- ской церкви было 22 тыс. «эстов» и 0,5 тыс. «немцев» (немецкоязычных эстонцев). По переписи 1910 годов были отмечены 1,1 тыс. православных эстонцев, 0,5 тыс. немецкоязычных эстонцев и 20,1 тыс. эстонцев, говоривших на эстонском языке. Данные позволяют говорить о 23,5 тыс. эстонцев в Петербурге в конце 1900 годов.

Много эстонцев в середине ХIХ века было среди солдат лейб-гвардейских Павловского и Преображенского полков. Среди военного сословия Петербурга в 1869 году эстонцы составили 1,1 % (1086 чел). 42 % эстонцев относились к категории нижних отставных военных чинов и их семей, 36% были крестьянами. В 1897 году крестьянами были 66 % всех эстонцев. Мещан было в два раза меньше.
Вместе эти две группы определяли качество эстонской миграции в Петербург в конце ХIХ века. Дворяне и купцы составляли всего несколько десятков человек, не представляя типичного явления. В 1869 году 19 % эстонцев Петербурга были заняты в ремесле и 22 % на заводах. Долгое время для ремесленников эстонского происхождения Петербург был центром временного притяжения. Многие из них, избегая засилья немцев на родине, отправлялись в Петербург для того, чтобы получить здесь удостоверение мастера и вернуться в родные места. Иногда полученный в Петербурге диплом не засчитывался, и немецкое руководство цехов требовало переделать аттестационную работу. Но часть ремесленников неизбежно оседали на новом месте, в целом эстонцы занимали первоначально в городе ниж- ние этажи социальной лестницы, хотя отличались более высоким уровнем грамотности.
Эстонцы включаются в ряды рабочего класса столицы, многие работали на крупных предприятиях, таких как «Путиловский завод», «Двигатель» и особенно «Арсенал». Эстонцы отмечены среди прислуги, но гораздо реже, чем ряд других народов Петербурга. Одним из путей появления эстонской прислуги был переезд жителей популярных курортов Эстонии вслед за членами богатых семей Петербурга, отдыхавших на этих курортах. Сапожники, столяры, текстильщики среди данной категории тружеников имели меньшее представительство, чем общая доля эстонцев в составе города.
За последнюю четверть ХIХ века увеличилось число ремесленников-эстонцев, занятых в изготовлении оптических инструментов, часов, в пошиве одежды, в этих отраслях их доля несколько превышала их удельный вес в городском населении, но незначительно. Доля среди врачебных и учительских специальностей соответствовала процентному соотношению национальности в Петербурге.
При расселении эстонцев в разных районах города зоной их концентрации были Коломенская часть и два участка Нарвской части. В этом районе находилась эстонская лютеранская церковь Св. Иоанна (построена в 1859-60 годы на углу Офицерской и Малой Мастерской, ныне ул. Декабристов, 54; архитектор Г.Боссе, к лютеранскому храму был приписан молитвенный дом в Колпине.) и эстонская православная церковь (Св. Исидора Юрьевского и Николая, на углу Екатеринин- ского-Грибоедова канала и улиц Екатерингофской - Римского–Корсакова, построена в 1903-1907 гг., арх. А.Полещук). С 1869 года до середины 1900 годов население этого района составляло около трети всех эстонцев города.

В 1918 году количество эстонцев – жителей Петербурга и близ лежащих территорий составило около 50 тыс. человек. Они расселились по всему мегаполису, особенно сконцентрировались - на Васильевском острове, Петроградской стороне, у Нарвской заставы, в Коломне: в большинстве это были - лавочники, обладатели аптек, мелкие и средние домовладельцы, правозащитники, доктора. В годы революции число эстонских переселенцев выросло, но в 1920-1923 годах многие из них уехали назад в буржуазную Эстонию.
Время переселения, обоснования и дальнейшего проживания эстонцев в Петербурге и его окрестностях ознаменовалось следующими культурными инициативами и действиями социо-культурного характера.
В 1787 году по инициативе пастора кадетского корпуса И.Гофмана стали читаться на эстонском языке проповеди для эстонцев на военной службе, а затем и для всех петербургских эстонцев.
В 1844 году при эстонском приходе Св.Иоанна была открыта четырехлетняя эстонская школа.
С 1851 года стал выходить Петербургский «Эстонский календарь», затем газета Peterburi eesti tantramaat.
Первые опыты книгопечатания для эстонского читателя в Петербурге относятся к рубежу 1860-70 гг., когда для распространения в Эстляндской и Лифляндской губерниях нескольких своих произведений подготовил писатель К.Якобсон.
В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.
В 1861-70 годы в Петербурге существовал кружок эстонской интеллигенции - Эстонский патриотический кружок («петербургских патриотов» или «друзей народа»). В числе его духовных лидеров были лейб-медик Ф.Каррель, художник И. Келлер и писатель К.Р.Якобсон.

В 1870 годы существовало общество «Edasi» (Вперед), очевидно, официально не зарегистрированное, и кружок любителей пения при эстонской церкви.
С 1885 года после провала в 1883 году в самой Эстонии попыток создать национальную школу в Петербурге была организована эстонская школа с преподаванием на родном языке. Петербургское эстонское школьное общество просуществовало с 1885 по 1915 гг. Согласно «Правилам от 31 марта 1906 г» эстонская национальная школа, как и любая национальная школа империи, была переведена на русский язык. В Петербурге к началу ХХ века действовали 4 эстонские школы.
В 1885 году в Петербурге также открылась театральная школа, в которой преподавание велось на эстонском языке.
В числе первых организаций эстонцев в Петербурге – Петербургское благотворительное общество (1880 г.), соединившееся с Эстонским отделом немецкого общества «Пальме» в 1883 году, притом, что в обществе «Пальме» Эстонский отдел просуществовал еще несколько лет. В 1907 году на базе слияния Благотворительного и Школьного обществ образовалось Санкт-Петербургское эстонское общество.
Действовали также: Эстонское общество молодых людей лютеран-ского вероисповедания (1897 г.), имевшее клерикально-националистическое направление; Общество эстонских силачей (1898 г.), преобразованное в 1900 г. в эстонское спортивное общество «Калев»; Эстонское общество трезвости «Уставус» (Верность»), носившее культурно-просветительный характер, основанное в 1893 году; Санкт-Петербургское общество взаимопомощи ремесленникам, созданное в 1898 году и Молодежное общество, основанное в 1908 году. В этом же (1908 году) стала издаваться газета Peterburi Teataja (Петербургский вестник).

В начале ХХ века действовали эстонские спортивные общества (в частности, «Выймула», женская группа борцов-гиревиков, а также в цирках мира выступала знаменитая циркачка - А. Буш, которая могла повалить быка, взяв его за рога).
После революции 1905-07 годов заметно активизируется деятельность эстонских студентов Петербурга, формируется Эстонское студенческое землячество при Университете и Просветительское общество, имевшее 8 отделений в городе и 16 (в 1912 году) в Петербургской губернии, Эстское землячество высших сельскохозяйственных курсов (1913 г.), Эстонское студенческое общество «Ильмаринен» и другие. Студенческое землячество было отмечено активным участием в жизни студентов Петербурга, как и многие студенческие организации в 1910 годах оно проявляло интерес к марксизму и революционному движению в стране. В Петербурге этого времени существуют эстонские организации РСДРП, активно работают их лидеры и активисты.
В 1919-22 гг. в Петербурге работал Эстонский университет; в 1920-30-х гг. – Эстонский педагогический техникум, Эстонское отделение при Педагогическом институте им. А.И. Герцена; Эстонский рабфак при Ленинградском государственном университете; работало издательство «Кюльвая» («Сеятель»), выходила газета «Эдази» («Вперед») и журналы. Все эти учреждения были закрыты в 1937-38 гг.
В 1992 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано Общество эстонской культуры «Эстимаа» («Эстония»), которое проводило работу по сохранению эстонской культуры и языка. В настоящее время наиболее общественно активная часть жителей города, эстонцев по национальности, объединена в ОО «Санкт-Петербургское общество эстонской культуры» (зарегистрированное в 1999 году), которое одной из приоритетных задач считает поддержание и развитие эстонской традиционной и современной культуры и популяризацию ее в Санкт-Петербурге, по возможности способствует укреплению и развитию торгово-экономических связей между Санкт-Петербургом и Эстонией.

Памятные места

В Санкт-Петербурге также действуют религиозные объединения, имеющие в названии определение «эстонское»:

  • эстонский евангелическо-лютеранский приход Святого Иоанна (СПб, В.О., Большой проспект, д.10). Церковные службы по согласованию с Немецким Евангелическим приходом св. Екатерины проводятся в церкви св. Екатерины (СПб В.О., Большой проспект, д.1);
  • эстонская евангелическо-лютеранская община Святого Иоанна (СПб, Офицерская ул., д.54);
  • приход русско-эстонской Свято-Исидоровской церкви Санкт-Петербургской епархии (СПб, пр. Римского-Корсакова). В настоящее время приход передан Русской Православной Церкви Московской Патриархии.

Известные представители

В ХIХ веке и начале ХХ века в Санкт-Петербурге некоторое время жили писатели - Крейцвальд Ф.Р., Вильде Э., Лутс О.; художники – Келер И.П., Рауд К., Лайкмаа А., композитор Томсон А.

В Санкт-Петербурге профессионально состоялось немало талантливых эстонцев: докторов, правозащитников, ученых, авторов, художников, среди них:

  • Амандус Адамсон - эстонский скульптор. В числе его работ – скульптурный декор на фасаде здания компании «Зингер», перила Троицкого путепровода и рельефы в двух академических залах Русского музея.
  • Александр Шеллер (псевдоним Михайлов) – сын эстонского крестьянина, родился и жил в Ленинграде. Он окончил эстонскую театральную школу, а позже служил в театральном оркестре. Автор знаменитых романов и публицистических статей по социологии, редактор журнала «Живописное обозрение» и газеты «Сын Отечества». Он же – инициатор устройства школы для нищих детей, где начальное просвещение позволено было получить за 30-60 копеек в месяц.
  • Йохан Келлер - живописец (1826-1899) окончил в 1857 году Петербургскую Академию художеств, в 1861 году получил звание академика. Он известен и как активный борец за передачу крестьянам Прибалтики земель немецкой аристократии.
  • Карл Роберт Якобсон - руководитель эстонского национального движения, публицист, писатель. С 1865 по 1971 годы работал учителем в Петербурге, позднее - глава Эстонского общества писателей и издатель газеты «Сакала» написал и опубликовал в Петербурге программное произведение «Три патриотических разговора», букварь на эстонском языке (1867 г.), «Книгу в помощь земледельцу» (1869 г.), первый учебник пения для эстонских школ (1869 г.).
  • Лидия Койдула - известная эстонская поэтесса XIX столетия, основоположница эстонской драматургии и основательница эстонского театра, чья жизнь и деятельность связана с Петербургом и еще более – с Кронштадтом, где она жила с 1873 года. Хотя первые сборники ее стихов появились еще в Эстонии, расцвет творчества пришелся на «кронштадтские» годы.
  • Людвиг Пуусепа - ученый, врач, совместно с Бехтеревым И.М. основавший в 1908 году при Психоневрологическом институте в Петербурге первую в мире психоневрологическую больницу. Профессор, а затем директор психоневрологического института, основанного в Петербурге в 1910 гг., где он возглавлял первую в мире кафедру нейрохирургии.
  • Якоб Хурт (Гурт) - видный деятель эстонского национального движения, пастор одного из приходов эстонской церкви в Петербурге (в 1880—1901 гг.), известный языковед, фольклорист и этнограф, принимавший участие в работе Русского географического общества и создавший в местах проживания эстонцев в России сеть респондентов. Он внес крупный вклад в национальную культуру. В Петербурге работал до своей кончины в 1907 году.
  • В. Кингисепп - один из первых руководителей коммунистической партии Эстонии, длительное время исполнял обязанности секретаря общества «Уставус», член эстонской большевистской секции, действовавшей при Петербургском комитете РСДРП с 1905 по 1917 гг. и объединившей 423 человека.


А также:

  • Я.Анвельт - один из создателей эстонской коммунистической партии и председатель Совета Эстляндской трудовой коммуны в 1918-1919 гг.;
  • рабочий-путиловец И.Газа - комиссар бронепоезда в годы Гражданской войны;
  • И. Махмасталь - рабочий фабрики «Новый Лесс- нер», будущий советский дипкурьер.


В Петербургской Академии художеств в разное время учились эстонские художники и скульпторы К.Майбах, А.Вайценберг, А.Адамсон, в Петербургской консерватории будущие эстонские композиторы - Й.Каппель, А.Томсон, Ф.Себельман.

В Петербурге 16 февраля 1873 года состоялся первый эстонский спектакль, поставленный К.Херманном. Эстонская труппа в дальнейшем выступала на самых лучших сценических площадках города. Театр стал одной из ведущих форм деятельности национальных обществ эстонцев Петербурга, в которых участвовали видные эстонские артисты: И.Томсон, Аамартынов (Сагеманн) и другие.
В 1900 годы видную роль в театральной жизни города играл чиновник канцелярии Правительствующего Сената С.Парми. Под руководством известных режиссеров эстонского театра О.Петерсона (1880-1929) И А.Вахтерлена были поставлены спектакли не только эстонских авторов, но и русских, и европейских драматургов.

НКО в Петербурге

Общественная организация «Санкт-Петербургское общество эстонской культуры»

Дата регистрации: 03 ноября 1999 года

Цели деятельности:

  • сохранение этнической самобытности эстонцев постоянно или временно проживающих в Санкт-Петербурге,эстонского языка и национальных традиций и связей в области культуры, науки и искусства;
  • ознакомление членов Общества и жителей Санкт-Петербурга с историей; географией, народными традициями Эстонии, жизнью и творчеством выдающихся деятелей.
Задачи:

  • проведение лекций, концертов, фестивалей;
  • организация кружков по изучению эстонского языка;
  • организация библиотек с фондом книг и изданий на эстонском языке;
  • создание коллективов художественной самодеятельности, певческих коллективов, танцевальных ансамблей и других видов самодеятельности для распространения эстонской культуры;
  • распространение периодической печати и издательская деятельность.


Председатель: Федорова Вийу Хансовна


Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных праздников. При организации этнокультурных мероприятий  наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную кухню, национальную одежду и атрибутику,  музыкальное сопровождение, оформление и т.п. При проведении культурно массовых мероприятий такого вида мы приглашаем лучших представителей национально-творческих коллективов и фольклорных исполнителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской федерации. Подробнее >>>


Яндекс.Метрика