Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.

Ингуши

Ингуши

Общие сведения

 Ингуши (галгаи, вайнахи) – народ Российской Федерации. Вместе с чеченцами относятся к коренному населению Северного Кавказа. Язык – нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Верующие – мусульмане-сунниты. В прикладном искусстве ингушей выделяются резьба по камню, изготовление войлочных ковров, излюбленный танец – парная лезгинка. Фольклор богат героическими, историческими и лирическими песнями, сказками и пословицами. В XIX веке в Петербурге получили образование ингушский просветитель А. О. Долгиев, первый литератор А. Б. Базоркин, в 30-х годах XX века Асият Тутаева, выпускница ленинградского мединститута, стала первым ученым-медиком (погибла в годы Великой Отечественной войны). Сейчас в Петербурге проживают около трех тысяч ингушей. Работает культурный центр «Таргим» («Щит»). Он занимается сохранением, изучением и развитием народной культуры, истории, родного языка, шефствует над воинами, призванными на службу из Республики Ингушетия, оказывает помощь студентам.

Мы предлагаем Вам

Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий. При реализации мероприятий  наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики,  музыкального сопровождения, детали оформления и т. п.


Для более успешного взаимодействия с Вами предварительно просим Вас уточнить следующую информацию:

  • Название (или тема) мероприятия Формат мероприятия ( гулянья,концерт, выставка, свадьба, банкет и пр.)

  • Планируемая Вами дата и время

  • Планируемое место и адрес

  • Продолжительность  мероприятия

  • Ваши пожелания по подбору национальных ансамблей (исполнителей)

  • Ваши пожелания по ведущему мероприятия (национальный язык общения, пол, возраст и др)

  • Ваши пожелания по подбору национальной кухни, национальной одежды,  музыкальному сопровождению, оформлению места и т.п.

  • Категория участников и зрителей (пожилые люди\взрослые\дети, гости города и др.)

Какие решения являются правильными для Вас?  Свяжитесь с нашими специалистами или экспертами!

Напишите нам >>>

Контакты

196240 г. Санкт-Петербург,
 площадь Победы, дом 1
 тел./факс.: +7 (812) 926-74-76

Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.



Исторические данные

На основе культур северо-кавказской культурно-исторической общности сложилась древняя культура северокавказских автохтонов — кобанская, хронологические рамки которой принято определять XII—IV вв. до н. э.; между тем отдельные памятники датированы и более ранним периодом. В то же время развитие кобанской культуры на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья[16]. Именно с племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп. В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» (дурдзуки), в античных — под именем «махли».

Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним «гаргареи», о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками. Известным учёным Е. И. Крупновым этноним «гаргареи» («гаргарейцы»), имеющий хурритские корни, был отождествлён с самоназванием ингушей — «галгаи».

В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. Согласно одной из официальных версий на территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании — город Магас. Более того, известны племенные вожди алан ингушского происхождения — Респендиал и Гоар, участвовавшие в великом переселении народов. Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII—XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан. В 1238—1240 гг. Алания и весь Северный Кавказ были завоеваны монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи. А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана, а оставшееся население переселилось в горы. В горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ — шахаров.

В XV веке ингуши предпринимают попытку возвращения на равнины. Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года, поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным, ингуши были вынуждены вновь уйти в горы.

В XVI веке началось проникновение ислама — через Чечню и Дагестан, однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества — Хамхинское, Цоринское, Джейраховское, Фяппинское(Кистинское), проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI—XVII веках, главным образом, на Тарскую долину, где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

Хотя киевский князь Святослав, победив хазар, совершил поход на Северный Кавказ еще в 965 году, русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии. В документах Русского государства XVI—XVII вв. они называются «мичикизами» — по реке Мичик или от кабардинского «мичигыш».

Ингуши, одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. После вхождения ингушей в состав России через их земли пролегла Военно-грузинская дорога, а в 1784 году на берегу Терека при ингушской деревне Заур была заложена крепость Владикавказ. Ингуши в восстаниях против российской администрации участия практически не принимали, номинальным был и их вклад в войну с Россией 1817—1864 годов. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам- шахарам, приходят территориальные объединения — Лоамарой, Галашевцы и Назрановцы. В 1848 году ингуши большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли добровольно ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером — богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. В горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

В конце 40-х годов XIX века началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из своих равнинных сел в горы и предгорья а на месте их сел водворялись казачьи станицы. В 1845 году на месте ингушского села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая (Ингушетия). В дальнейшем на месте ингушских сел были основаны казачьи станицы: в 1847 году Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты, Тарская на месте села Ангушт, Сунженская на месте села Ахки-Юрт, в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт, в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи, а также непереименованные станицы на месте ингушских сел — Галашевская, Даттыхская и Мужичий. Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали ингушам в аренду эти земли. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю. В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области. В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел. В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа — Сунженский и Назрановский. По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47409 человек.

В Первой Мировой войне ингуши участвовали в составе Ингушского конного полка Дикой Дивизии. В начавшейся Гражданской войне ингуши большинством населения поддержали большевиков. Ингушские отряды самообороны оказали отчаянное сопротивление во много раз превосходящим их по численности частям белогвардейцев Добровольческой армии Деникина. В феврале 1919 года упорные бои произошли в районе Алханчуртской долины и сел Кантышево и Далаково, завершившиеся сожжением этих сел. Горная и Предгорная Ингушетия продолжала оставаться оплотом Советской власти в центральной части Северного Кавказа. После победы большевиков был образован Ингушский округ в составе Горской АССР. 7 июля 1924 года после расформирования Горской АССР была образована Ингушская автономная область со столицей в г. Владикавказе. Первым секретарем областного комитета ВКП(б) Ингушской АО стал — Идрис Зязиков. Общая площадь Ингушетии выросла на 58 %. Установление Советской власти на Северном Кавказе благотворно сказалось на положении ингушей, вернувших часть своих земель у терских казаков отобранные в XIX веке, в Гражданскую войну в основной массе своей поддержавших белых. Однако, большая часть отобранных ингушских земель все еще осталась в руках сунженских казаков. На этих землях был образован Сунженский казачий округ. В 1923 году был введен ингушский алфавит на основе латиницы разработанный Заурбеком Мальсаговым. Ранее ингуши пользовались арабским алфавитом. 1 мая 1923 года во Владикавказе вышла первая газета на ингушском языке — «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево, Базоркино, Яндаре. По прежнему функционировали мусульманские школы — медресе.

В 1929 году Идрис Зязиков был отстранен от должности секретаря Ингушского обкома партии под предлогом отправки на учебу на курсы марксизма-ленинизма. Новым главой Ингушской АО стал Иосиф(Исидор) Моисеевич Черноглаз. Черноглаз проводивший реакционную политику против ингушей, их культуры и религии вскоре был убит под Галашками хаджимуридскими абреками в феврале 1930 года. После смерти Иосифа Черноглаза в феврале 1930 года ненадолго новым Первым секретарем комитета ВКП(б) Ингушской АО стал Андрей Евсеев, ушедший со своей должности уже в августе 1930 года. Четвертым главой Ингушской АО стал Я.Кириллов возглавлявший автономию один год — до августа 1931 года. Кириллов резко выступал против передачи г. Орджоникидзе (Владикавказа) Северной Осетии и объединения Ингушетии с Чечней. При нем были разработаны планы по поиску полезных ископаемых в горной зоне, строительству железной дороги в Грузию через Ассинское ущелье. Однако политика Кириллова направленная на развитие Ингушетии была неугодна правящим силам, и в августе 1931 года вместо него главой Ингушской АО назначили более сговорчивого безынициативного Генриха Маурера, которого не очень интересовали проблемы ингушей.

В июле 1933 года г. Орджоникидзе в одностороннем порядке был передан Северной Осетии, а в начале 1934 года, без учета мнения народа, Ингушетия была объединена с Чечней в Чечено-Ингушскую Автономную Область (с 1936 г.- Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика).

По переписи 1926 года в СССР проживало 74 097 ингушей, а по переписи 1939 года их численность составила 92 120 человек.

С началом ВОВ героически сражались ингуши на фронтах войны, защищая СССР. Несколько десятков ингушей было представлено к званию Героя Советского Союза. В защите Брестской крепости принимало участие несколько десятков ингушей, последним защитником которой был Уматгирей Барханоев. Ингуши воевали под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, освобождали от фашистов страны Европы, брали Берлин. В героической обороне Одессы принимал участие Ю.Кодзоев. Многие ингуши удостоились высоких правительственных наград — военный инженер А.Султыгов, танкисты Г.Мальсагов, М.Мальсагов, летчики М.Яндиев, Х.Арчаков, Х.Албогачиев и др. Был представлен к званию героя СССР подполковник Д.Картоев.

 

Немецкие войска заняли большую часть Северного Кавказа, однако под первыми же ингушскими населенными пунктами — Владикавказом и Малгобеком они были остановлены, и ценой героического сопротивления ингушского народа совместно с Красной армией, немцы были отброшены от ингушской земли, после чего началось их повальное повсеместное отступление. Ингуши не позволили гитлеровцам овладеть столь нужной им нефтью Малгобека и не дали дорогу в также нефтеносные Грозный и Баку.

В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши вместе с чеченцами выселены в Казахстан и Среднюю Азию по ложному обвинению в сотрудничестве с немцами, хотя фашисты не только не вступали на территорию ЧИАССР но и были как раз остановлены у самых её границ и отброшены назад. В ссылке в Казахстане погибло до 1/3 ингушей. Территория Ингушетии была разделена между Осетией, вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Ингушский Пригородный район, значительная часть которого впоследствии была включена в состав г. Орджоникидзе (Владикавказа), был оставлен в составе Северной Осетии., Вместо утерянных таким образом земель, в качестве компенсации за Пригородный район, Чечено-Ингушетии были приданы три района Ставропольского края — Наурский, Шелковской и Каргалинский[30]. Однако, ингуши эти чуждые им казачьи районы не заселили, и при разделе ЧИАССР оставили их в составе Чечни полностью. По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105980 человек.

С момента возвращения на свою Родину ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году- на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения их родины- Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186198 человек,а по переписи 1989 года — 237438 человек.

После начала перестройки в СССР у ингушей проснулась надежда на восстановление справедливости в отношении их народа. С 1988 г. в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с административным центром в г. Владикавказе, с возвращением всех отторгнутых территорий в ходе сталинских репрессий. Формально ингуши были полностью реабилитированы в правах лишь 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Так же вышеназванный закон, стал своего рода катализатором на восстановлении исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан, бывшего Советского Союза.В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия). В октябре-ноябре застарелый осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин), от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию. В 1995 году была основана новая столица Ингушетии- город Магас.

Известные представители

 В XIX веке в Петербурге получили образование ингушский просветитель А. О. Долгиев, первый литератор А. Б. Базоркин, в 30-х годах XX века Асият Тутаева, выпускница ленинградского мединститута, стала первым ученым-медиком (погибла в годы Великой Отечественной войны). 

НКО в Петербурге

Ингушский культурный центр "Таргим" ("Щит")

Адрес: Санкт-Петербург, Моховая ул., 15
Телефон: 934-85-07, 747-07-62


Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных праздников. При организации этнокультурных мероприятий  наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную кухню, национальную одежду и атрибутику,  музыкальное сопровождение, оформление и т.п. При проведении культурно массовых мероприятий такого вида мы приглашаем лучших представителей национально-творческих коллективов и фольклорных исполнителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской федерации. Подробнее >>>


Яндекс.Метрика