Москва сохраняет статус не только многонационального (более 160 наций и народностей), но и этноконфессионального города. В столице зарегистрировано более 1000 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Сейчас в Москве активно работают многочисленные национально-культурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, проведением национальных праздников, возрождением народных промыслов, фестивалей искусств и фольклорных вечеров.
Экскурсия «Евреи Москвы» продолжает цикл прогулок по многонациональной Москве и демонстрирует вклад представителей еврейского народа в историю и культуру Москвы.
Первые евреи появляются здесь еще в конце XV в. Во время войн XVII в. с Польшей (Речью Посполитой) в Москве оказываются не только купцы из польских евреев, но и евреи, попавшие в плен – некоторые из них крестились и остались в России. Именно тогда в их числе тут поселились основатели дворянских родов Шафировых, Евреиновых. Особенно много евреев приезжает в Москву после разделов Польши во второй половине XVIII в. Купцы-евреи вскоре составили реальную конкуренцию русским купцам, и по настоянию московского купечества их пребывание здесь было ограничено только определенными сроками.
В дальнейшем ограничения сохранялись, то ослабевая, то усиливаясь после введения в России «черты оседлости» для евреев. Так, новая волна гонений на московских евреев началась в 1891 г. по инициативе генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Несмотря на это, еврейское население города постепенно увеличивается.
В конце XIX – начале ХХ вв. в Москве открылись первые синагоги. Впоследствии, в советское время они были по большей части закрыты. Выделенный для евреев участок на Дорогомиловском кладбище был тогда же уничтожен вместе со всем кладбищем. В настоящее время в столице действуют Хоральная синагога в Спасоглинищевском переулке (и рядом с ней небольшая синагога горских евреев «Бейт Талхум»), синагоги общин «Агудас Хасидей Хабад» на Большой Бронной улице, «Хабад Любавич» в Марьиной роще, «Даркей Шалом» в Комплексе традиционных религий в Отрадном, а также Мемориальная синагога на Поклонной горе.
Среди районов, которые населяли в дореволюционную эпоху евреи Москвы, следует назвать Зарядье («Глебовское подворье»), район Хоральной синагоги, улиц Мясницкой, Сретенки, Якиманки и др.
Вклад евреев в экономическую, социальную, культурную жизнь столицы как до революции 1917 г., так и в особенности в советский период невозможно переоценить. Вспомним, что заслуги долгое время возглавлявшего московскую еврейскую общину банкира, общественного деятеля, мецената Лазаря Полякова (прозванного «Московским Ротшильдом») были столь велики, что, не переходя в православие, он был возведен в потомственное дворянство и удостоился чина тайного советника («штатского генерала»). Л.С. Поляков не только финансировал строительство синагоги на Большой Бронной, но и вложил большие средства в создание Музея изящных искусств на Волхонке, поддерживал Румянцевский и Политехнический музеи.
Многие места, связанные с историей московских евреев, есть в районе Бронных улиц — к примеру, здание Московского драматического театра на Малой Бронной, где прежде размещался Московский государственный еврейский театр – в нем блистал выдающийся артист Соломон Михоэлс до своей трагической гибели в 1948 г., здание Московского драматического театра им. А.С. Пушкина (бывшего Камерного театра А.Я. Таирова, примой которого была Алиса Коонен) и другие.
Российская культура немыслима без таких имен, как работавшие в Москве художники — И.И. Левитан, В.А. Серов, архитекторы — Р.И. Клейн, Б.В. Фрейденберг, А.Н. Зелигсон, М.Я. Гинзбург, Л.М. Лисицкий, С.С. Эйбушитц, литераторы — О.Э. Мандельштам, М.О. Гершензон, Б.Л. Пастернак, музыканты — создатель Московской консерватории, пианист и дирижер Н.Г. Рубинштейн, семья Гнесиных, Э.Г. Гилельс, Д.Ф. Ойстрах, великая балерина М.М. Плисецкая. Всемирно известна российская школа медицины, в складывании которой большую роль сыграли медики-евреи – в Москве это был, к примеру, один из основателей московской школы невропатологии Л.С. Минор.
Много евреев было среди успешных московских предпринимателей – это и создатель поныне известной во всем мире марки чая В.Я. Высоцкий, и парфюмер С.И. Чепелевецкий, и купец 1-й гильдии, текстильный фабрикант М.Г. Понизовский.
Активно занимались московские евреи общественной деятельностью, и за это нередко расплачивались собственными жизнями, как члены Еврейского антифашистского комитета, погибшие в разгар сталинской кампании по «борьбе с космополитизмом».
Сегодня с историей российских евреев на самом современном технологическом уровне знакомит Еврейский музей и Центр толерантности в Марьиной роще, который рекомендуем посетить после нашей экскурсии.
Евреи-москвичи составляли одну из весьма значимых групп населения столицы. Из их среды вышли успешные предприниматели, финансисты, блестящие музыканты, артисты, художники. Несмотря на официальные ограничения для своей деятельности, евреи сумели многого добиться в разных сферах, создать целый пласт в московской культуре. Без них многонациональная палитра Москвы оказалась бы лишенной многих ярких имен и выдающихся достижений.
Во время экскурсии можно будет узнать:
Перечень объектов:
Контактные телефоны отдела по развитию туризма Московского дома национальностей: +7 (495) 625-81-29, 625-47-56
Продолжительность экскурсии
1,5 – 2 часа.