Москва сохраняет статус не только многонационального (более 160 наций и народностей), но и этноконфессионального города. В столице зарегистрировано более 1000 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Сейчас в Москве активно работают многочисленные национально-культурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, проведением национальных праздников, возрождением народных промыслов, фестивалей искусств и фольклорных вечеров.
Первая из серии экскурсий «Мусульмане Москвы» вводит слушателей в круг вопросов, связанных со становившимися в течение веков все более многочисленными соседями коренных москвичей — выходцами из мусульманского мира. Первые контакты с ним берут начало в незапамятные времена через арабских, персидских, среднеазиатских купцов, приезжавших на Русь еще до появления на карте самой Москвы. С установлением регулярных торговых связей торговцы поселялись в русских городах, включая возникшую в XII в. Москву — вероятно, первыми московскими мусульманами стали выходцы из Волжской Булгарии.
После монгольского нашествия на Русь и столетий ордынского ига мусульманское население города, которому суждено было стать русской столицей, выросло. Пришедших из Золотой Орды все чаще собирательно называют «татарами», хотя тогдашние татары были лишь очень далекими и вовсе не единственными предками современных татар. Тем временем связи русских земель с мусульманским Востоком крепнут. Даже знаменитый венец русских царей — «шапка Мономаха» была изготовлена в Средней Азии, Египте или Золотой Орде и попала в Москву как подарок золотоордынского хана Узбека. Есть мнение, что построенный в честь взятия Казани Покровский собор на Красной площади архитектурно повторял некоторые формы снесенной Иваном Грозным в 1552 г. главной казанской мечети Кул Шариф.
На Русь приезжают представители знатных ордынских семей и здесь становятся основателями родовитых фамилий Юсуповых, Тургеневых, Карамзиных, Аракчеевых и многих других. Они получают от московских правителей земли — на территории нынешних районов Черкизово, Крылатское (Татарово), вероятно, Измайлово и др. А резиденция ханских баскаков, собиравших дань в годы ордынского ига, некогда помещалась в самом Кремле, на месте построенного позже Чудова монастыря.
Затем в Москве появились Крымский двор для послов и купцов из Крымского ханства — в районе нынешнего Крымского вала, Ногайский двор для приводивших тысячи чистокровных коней на продажу в русской столице уроженцев Ногайской орды — немного южнее, за современным Павелецким вокзалом. Со временем мусульмане (а это были прежде всего татары) стали селиться в определенных районах — Замоскворечье, вблизи Мясницкой, Трубной и др.
Постепенно самой многочисленной группой «московских татар» становятся выходцы из земель бывших Казанского и Касимовского ханств. А после победы над Наполеоном в награду за героизм воинов-мусульман было позволено построить в Москве первую мечеть. Сегодня, кроме нее, их в столице уже несколько — недавно перестроенная и ставшая самой большой в Европе Соборная мечеть, мемориальная мечеть на Поклонной горе в память героев-мусульман, павших в годы Великой Отечественной, а также две мечети в комплексе традиционных религий в Отрадном.
Один из шедевров московской архитектуры ХХ в. — ворота столицы на Восток, Казанский вокзал, в строительстве и украшении которого были заняты крупнейшие мастера — архитекторы, живописцы. Сегодня татары — одна из самых многочисленных этнических групп московского населения, кроме русских.
Экскурсия посвящена самому первому месту проживания мусульман в Москве — Кремлю и Китай-городу. Здесь можно было встретить и послов от мусульманских правителей, и купцов с Востока — первыми из них с конца XV в. стали негоцианты из Турции.
Мусульмане издавна жили в Москве или приезжали сюда по торговым, дипломатическим делам. Контакты между ними и коренными москвичами (как и между ними и проживавшими тут выходцами из других стран) насчитывали много веков и стали основой для последующих добрососедских отношений москвичей разных национальностей и вероисповеданий.
Во время экскурсии можно будет узнать
Объекты маршрута
Продолжительность экскурсии
1,5 — 2 часа