Большой интерес вызывает коллекция туркменской женской одежды, особенно жительниц южных областей республики. Это расшитые орнаментом наголовные халаты «курте», «чырпы», женские платья «койнек», женские распашные халаты «чавыт», «малдои дон», «сарытахта дон».
В целом туркменская женская одежда с давних времен сохраняет несложность форм, уравновешенность деталей. Покрой, удачно найденный и приспособленный к быту и климату не менялся веками. В основном женская одежда изготовлялась из шелковых и хлопчатобумажных тканей. На традиционные женские платья «койнек», халаты-накидки «курте», «чырпы» шла шелковая ткань «кетени» красного, зеленого, фиолетового цветов. Для пошива женских распашных халатов «чавыт», «малдои дон», «сарытахта дон» использовались такие ткани, как «сарытахта», «гырмызыдонлык», «малдои», «чеппетоу».
Одежду богато украшали вышивкой. Различные приемы исполнения вышивок — «кеште», «гайма», «кок», «чигме», «ильме», «кокджеме», «орама» ( двухсторонний петельчатый и строчный швы, гладь ) — способствовали воплощению в орнаменте богатого художественно-образного мышления мастерицы.
Для окраски шелковых нитей в прошлом использовали естественные красители. Красный цвет различных оттенков ( от темно-красного до коричневого, от ярко-красного до малинового ) получали от применения растительной краски, добытой из стеблей и корней марены, произрастающей в Туркмении или привозимой из Ирана. Синяя краска «нил» (от арабского слова, обозначающего синий цвет ), также завозимая из Ирана, широко использовалась среди населения для окрашивания шерсти и шелка. Для получения желтого цвета мастера использовали произрастающее в горах кустарниковое растение «сары чоп».
Женские наголовные халаты «чырпы» предназначались для ношения в особо торжественных случаях. В южных районах встречались «чырпы» трех цветов — белого, желтого и зеленого. Они привлекают внимание конструктивностью формы, строгостью колорита, большим мастерством исполнения, тонким вкусом и удивительной связью декора с цветом, фактурой ткани и с покроем. Нужно отметить своеобразие орнаментики в каждом халате. На них можно увидеть различные варианты узоров из стилизованных форм. Помимо растительного орнамента встречаются и стилизованные изображения животных и предметов быта. Но все же излюбленными мотивами были цветы — лотосы, тюльпаны, часто заключенные в круг или ромб, которые являлись как бы отправной точкой для построения композиции, располагающейся по всей поверхности «чырпы».
«Курте» («гызыл курте», «яшыл курте» ) — одна из разновидностей халата-накидки. Вышивкой они украшаются в меньшей мере, чем «чырпы». На бортах и полах этих халатов чаще всего встречается символический орнамент, имеющий Т-образную форму.
Разновидностью халата-накидки женщин човдурок, живущих в северных районах республики, являлись «пуренджек» или «баш атгыч». В настоящее время подобные халаты в быту практически невозможно увидеть. Шилась эта одежда из красного сукна или парчевой ткани. Наиболее часто используемый здесь орнамент «гуль боссан» растительного происхождения, свободно располагающийся по всей поверхности халата. В верхней его части он компонуется в орнаментальные треугольники, имеющие значение оберегов.
Для драпировки головного убора ( «борик» ) женщин-текинок применялся платок «гынач». Его шили из узких полос красного, иногда зеленого «кетени», он имел треугольную форму. Два края платка украшались широкими ткаными орнаментальными полосами, украшенными длинными широкими кистями. Умелое использование в орнаменте белых, черных, желтых цветов в сочетании с фоном придают платку нарядность и законченность.
«Кетени койнек» — женские платья также шились из «кетени» красного, зеленого или фиолетового цветов. Туникообразный покрой платья «койнек» подчеркивают традиционные желтые кромки «кетени», которые при шитье не забираются в шов, а остаются снаружи и, проходя по всей длине платья спереди и сзади, на боковых клиньях и рукавах, украшают его и подчеркивают основные конструктивные линии. Рукава и глубокий разрез на вороте украшены вышивкой. Здесь вышивка геометрического и растительно-стилизованного характера.
Глубина традиции, законченность композиций орнаментальных вышивок — вот характерные черты одежды, представленные в коллекции народного искусства Туркменистана.
Повседневные | от 30 тыс.руб. | ||
Праздничные (включая свадебные) |
от 50 тыс.руб. | ||
Стилизованные национальные платья и костюмы | от 20 тыс.руб. | ||
Сценические костюмы в национальной стилистике | от 15 тыс.руб. |
Свадебные женские платья и мужские костюмы с национальным колоритом |
от 50 тыс.руб. | |
Повседневные платья и костюмы с этнотематикой |
от 20 тыс.руб. |
Авторы проекта обращаются с предложением о сотрудничестве ко всем заинтересованным лицам. Мы с благодарностью примем любые уточнения и дополнения к опубликованным на сайте материалам. Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.
Петербург - это:
Многонациональная столица!
Город великих подвигов!
Хранитель великой истории!
Родина великих людей!
Жемчужина архитектуры!
Дом мировых культур и религий!
Петербург - это мы!
Площадь Победы, д.1,
офис 0176, г. Санкт-Петербург, 196240
тел./факс.:+7 904 856-09-12;
E-mail:info@ethnopetersburg.ru