Племя Ашанинка из Амазонии восстановило свою территорию. Теперь они стремятся изменить регион
  • 26.10.2024

Племя Ашанинка из Амазонии восстановило свою территорию. Теперь они стремятся изменить регион

Деревня Апивтса, Бразилия (AP) — незадолго до рассвета народ ашанинка, одетый в длинные платья, похожие на туники, начал петь традиционные песни, играя на барабанах и других инструментах. Музыка разносилась по деревне Апивтса, которая принимала гостей из общин коренных народов Бразилии и соседнего Перу. Некоторые из них добирались сюда три дня. С восходом солнца они двинулись в тень огромного мангового дерева.

Танцы, которые продолжались до следующего утра, ознаменовали окончание ежегодного праздника в честь территории ашанинка, расположенной вдоль извилистой реки Амония в западной части Амазонии. Многодневные, почти круглосуточные празднества включали в себя ритуал употребления священного психоделического напитка аяуаска, турниры по стрельбе из лука, восхождение на высокие пальмы асаи и раскрашивание лиц красной краской.

То, что когда-то было собранием в честь ашанинка, превратилось в демонстрацию того, что они сделали: самодостаточность деревни, которая обеспечивается за счёт выращивания сельскохозяйственных культур и защиты леса, теперь является образцом для амбициозного проекта по оказанию помощи 12 территориям коренных народов в западной части Амазонии общей площадью 640 000 гектаров (1,6 миллиона акров), что примерно равно площади американского штата Делавэр.

В ноябре Организация коренных народов реки Журуа, известная под португальской аббревиатурой OPIRJ, получила 6,8 миллиона долларов в качестве поддержки от Amazon Fund — крупнейшей в мире инициативы по борьбе с вырубкой тропических лесов. Грант, в котором Apiwtxa выступает в качестве модели, направлен на улучшение управления землями коренных народов с упором на производство продуктов питания, укрепление культурных традиций и наблюдение за лесами.

В Бразилии территории коренных народов составляют 23% региона Амазонки, который по площади примерно равен Южной Африке и в значительной степени покрыт девственными тропическими лесами, в которых накапливается большое количество углекислого газа — парникового газа, вызывающего изменение климата при выбросе в атмосферу. В 2022 году только 2% всех случаев вырубки лесов в Амазонии произошли на территориях коренных народов, в основном из-за захвата земель некоренными народами. На территории племени ашанинка в Амонии площадь вырубленных лесов сегодня составляет 0,03%, что свидетельствует об успешном управлении лесами.

Тридцать два года назад, когда бразильское правительство признало территориальные права народа ашанинка, на месте Апивтски располагалась обширная скотоводческая ферма, которой управляли поселенцы, не принадлежавшие к коренным народам. Лесорубы вырубили оставшийся лес, лишив регион красного дерева и других ценных пород. Семьи коренных народов жили разрозненно и в страхе. Не имея других вариантов, некоторые из них работали на фермеров и лесорубов в рабских условиях.

Демаркация земель, вынудившая чужаков уйти, открыла путь к восстановлению лесов и культурному возрождению. Ашанинка перенесли свою главную деревню Апивтха на заброшенное пастбище в стратегически важном месте для наблюдения. В последующие годы руководство деревни, возглавляемое отцом Франсиско Пияко, Антониу, и его братьями и сёстрами, создало систему управления, ориентированную на коллективное благо и самодостаточность, согласно статье, написанной в соавторстве антропологом Каролиной Командулли и Ассоциацией Апивткса.

Сегодня в Апивтксе каждая из 80 семей должна ухаживать за участком леса, на котором растут фруктовые деревья и лекарственные растения. Вокруг деревни также есть сельскохозяйственные угодья с маниокой, картофелем, бананами и другими культурами. На протяжении многих лет ашанинцы высаживали такие деревья, как красное дерево.

Просторные традиционные хижины Апивтски окружены прудами с рыбой и землями, на которых выращивают сельскохозяйственные культуры и разводят скот, что обеспечивает их школу продовольствием, хлопком для одежды, лозой, из которой делают священное галлюциногенное зелье аяуаска, деревьями урукум для получения красителя, пальмами для строительства соломенных крыш, лекарственными растениями и деревьями эмбауба, из которых делают тетивы для луков.

По словам антрополога Командулли, системы землепользования поддерживают различные аспекты повседневной жизни ашанинков.

«Они поддерживают свою автономию, которую очень ценят, — сказала она. — Они стремятся к продовольственному суверенитету, хотят контролировать строительство собственных домов, медицину и участвовать в экономических процессах рыночных отношений, благодаря которым ремесла становятся источником дохода».

Не менее важно, что ашанинка разработали стратегию развития отношений с соседними общинами, как коренными, так и некоренными, чтобы создать «буферную зону», а также наладить связи с учреждениями за пределами региона.

В 2015 году Фонд Амазонии выделил Ассоциации Apiwxta, возглавляемой кланом Пияко, 2,2 миллиона долларов на улучшение агролесоводства на их территории и распространение этого опыта среди других племён коренных народов и прибрежных сообществ. Это был первый случай, когда фонд, поддерживаемый в основном Норвегией, но также США и другими странами, профинансировал организацию коренных народов.

В следующем году Исаак Пияко, брат Вевито и Франсиско Пияко, был избран мэром Марешаль-Таумантурго — города с населением 17 000 человек, в основном не относящихся к коренным народам, которым исторически управляли владельцы бизнеса, получавшие прибыль от добычи каучука, и семьи, связанные с лесозаготовками и животноводством. Это был первый и пока единственный случай, когда лидер коренных народов стал мэром среди 22 муниципалитетов штата Акри. В 2020 году Пиако был переизбран.

Франсиско сказал, что кандидатура лидера ашанинка основана на том же принципе, что и проект OPIRJ: распространить их опыт на весь регион, в том числе на территории, не принадлежащие коренным народам. Одним из проектов Apiwtxa, который при Исааке стал муниципальной политикой, была закупка продуктов для школьного питания у небольших фермерских семей, что позволило сократить использование промышленных продуктов, таких как консервированные сардины, которые привозили за тысячи километров (миль).

Несмотря на этот успех, изменение климата повлияло на местное производство, став ещё одной проблемой, с которой ашанинке приходится сталкиваться. В прошлом году, во время рекордной засухи на Амазонке, вода в реке Амония была настолько тёплой, что ашанинке впервые перестали в ней купаться, и тысячи рыб погибли. В этом году общины Амазонии снова страдают от повсеместной засухи.

«Виновники этого живут далеко от нас», — сказал Франсиско, говоря об изменении климата, в котором исторически больше всего виноваты промышленно развитые страны. «Но если мы начнём обвинять друг друга, то потратим много энергии и ничего не решим. Вместо этого мы сосредоточились на адаптации. Мы определяем лучшие места для строительства домов и выращивания сельскохозяйственных культур, улучшаем доступ к воде и снижаем риск пожаров».

Ещё одним бенефициаром проекта OPIRJ является территория Аполима-Арара. Она расположена на участке реки Амония между Апивтской и Марешаль-Таумантуго и является одной из недавно разграниченных территорий коренных народов Бразилии. Президент Луис Инасиу Лула да Силва подписал закон о её признании в апреле 2023 года после двух десятилетий борьбы за признание.

Племя Аполима-Арара, которое участвовало в празднествах Ашанинки вместе с племенами Яванава, Хуни Куин и другими, сталкивается с теми же проблемами, что и их соседи несколько десятилетий назад. Часть их территории была вырублена не коренными жителями, и они работают над улучшением своего сельскохозяйственного производства. Главная деревня Нордестино в значительной степени избавилась от окружающих её пастбищ, посадив деревья.

На данный момент в рамках проекта OPIRJ было предоставлено сельскохозяйственное оборудование и лодка для наблюдения за территорией.

«Апивтса — пример для нас. Ни один коренной народ не вернул себе свою территорию так легко, — сказал лидер племени Аполима-Арара Хосе Анхело Маседо Авелино, находясь в общей хижине деревни в сопровождении других членов племени. — Апивтса страдал так же, как и мы, и теперь их территория возвращена. Мы планируем сделать то же самое».

Фотогалерея:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить
Возврат к списку
Яндекс.Метрика