RSS
  • 06 октября 2024 года - Падалка Николай : Юбилей 130 лет со дня рождения

    6 октября 1894 (Киев) – ? В 1911–1914 учился в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко. С 1920-х жил в ?...

  • 05 октября 2024 года - Бакалович Степан (Стефан) Владиславович : 167 лет со дня рождения

    5/17 октября 1857 (Варшава) – 1947 (Рим) С 1883 жил в Риме, ездил в Париж, путешествовал по Ближнему Востоку и Север...

  • 05 октября - День учителя

    День учителя впервые был учрежден указом президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. Его отмеча?...

  • 05 октября 2024 года - Ногмов (Ногма) Шора Бекмурзович : Юбилей 230 лет со дня рождения

    Ногмов (Ногма) Шора Бекмурзович (1794-1844) – кабардинский просветитель, историк, филолог, поэт, общественный де?...

  • 04 октября 2024 года - Сухотина-Толстая (урожд. Толстая) графиня Татьяна Львовна : Юбилей 160 лет со дня рождения

    4/16 октября 1864 (Ясная Поляна Тульской губ.) – 21 сентября 1950 (Рим) Рисовала пейзажи Ясной Поляны, портреты р...

  • 04 октября - Международный день защиты животных

    Всемирный день животных (World Animal Day), или Всемирный день защиты животных, отмечаемый во всем мире ежегодно 4 о?...

  • 04 октября 2024 года - Потанин Григорий Николаевич : 189 лет со дня рождения

    Потанин Григорий Николаевич (1835–1920) — ученый географ, этнограф, исследователь Сибири и Центральной Азии. ...

  • 03 октября 2024 года - Каринская(урожд. Жмудская) Варвара Андреевна : 138 лет со дня рождения

    3 октября 1886 (Харьков) – 19 октября 1983 (Нью-Йорк) Изучала юриспруденцию в Харьковском университете и самос...

  • 03 октября - Всероссийский Есенинский праздник поэзии

    Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).


    Портрет и автограф Есенина на паспарту, 1923 год
    С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», — вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».

    В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».

    Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

    В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910—1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.

    Творчество Есенина 1914—1917 годов предстаёт сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей — это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:

    « Не видать конца и края,
    Только синь сосёт глаза…»

    Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, — говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве».

    В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно бы предсказывает революцию — «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну.

    И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914—1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:

    « Не в моего ты Бога верила,
    Россия, родина моя!
    Ты, как колдунья, дали мерила,
    И был, как пасынок твой, я.»

Яндекс.Метрика