8 августа 1882 (Москва) – 26 февраля 1965 (Фонтенэ-су-Буа, под Парижем) С юных лет увлекался живописью, фотографией, энтомологией, участвовал в любительских спектаклях, выпускал энтомологический журнал и юмористическую газету «Каракули и кляксы», рисовал афиши и карикатуры для газеты «Ковненское зеркало». В 1906 женился на Анне (Антонии) Циммерманн, которая в дальнейшем была его постоянным помощником в работе. Их дочери: будущий сценарист и художник кино Ирина Старевич (1907–1992) и киноактриса Янина (Жанна) Стар (1913–1984). В 1909 переехал в Москву. Заключил договор с кинофирмой и приобрел камеру «Урбан». Вернувшись в Ковно, снял свой первый 10-минутный видовой фильм «Над Неманом», затем два фильма из области энтомологии – «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи». В 1910 поставил первый анимационный фильм «Битва жуков-рогачей», героями которого стали точно изготовленные им модели насекомых. Следующими фильмами с подобными героями, которых зрители убежденно принимали за реальных насекомых, стали «костюмированные» драмы «Прекрасная Люканида» и «Стрекоза и муравей» (1912). Оба фильма были широко растирожированы и принесли художнику известность в России и за ее пределами. Переехав в Москву, поступил на службу к Хаджонкову, у которого завершил монтаж фильмов, снятых еще в Ковно, – пародийную мелодраму из жизни насекомых «Месть кинематографического оператора» и детский фильм «Рождество обитателей леса». В начале 1913 обратился к игровому кино и снял такие фильмы как «Страшная месть» и «Ночь перед Рождеством» по Н. В. Гоголю (1913), «Руслан и Людмила» по Пушкину и «Снегурочка» по пьесе А. Н. Островского (1914). В фильмах снимался Иван Мозжухин. В 1917–1918 экранизировал произведения Гоголя «Вий», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и «Портрет». Вершиной своего раннего творчества считал картину «Звезда моря» по роману У. Локка «Стелла Марис» (1919), при съемках которой разработал ряд оригинальных технических и оптических эффектов. Многие фильмы снимались в Ялте, куда в годы Гражданской войны переместилась кинокомпания Хаджонкова. В 1919 по приглашению продюсера фирмы «Икарус-фильм» М. Г. Хапсаева уехал вместе с семьей из Ялты в Италию, откуда позже перебрался во Францию. В 1921 сотрудничал в качестве кинооператора в компании «Товарищество П. Тиман и Ко». Основным направлением его творчества стали анимационные фильмы. В числе изобретенных им технических новаций были кукольные маски из эластичного материала, которые позволяли по ходу сценария изменять выражение лиц кукольных персонажей. Он стал первопроходцем в жанре объемной мультипликации, на десятилетия опередив современный ему кинематограф. В числе его примечательных лент 1920-х – фильмы «Les Grenouilles qui demandent un Roi» («Лягушки, просящие царя», 1922; Золотая медаль Розенфельда), «Le Rat des villes et le Rat des champs» («Городская крыса и полевая крыса», 1924), «La Voix du Rossignol» («Песнь соловья», 1923; Золотая медаль Розенфельда в 1925), «La Petite parade» («Маленький парад», 1928). В 1930-е подготовил серию фильмов о плюшевом щенке Фетише, имевших успех у детской аудитории («Fétiche mascotte» – «Щенок-талисман», 1934) и др. В 1928–1939 работал над полнометражным кукольным фильмом «Le Roman de Renard» («Роман о Лисе» или «Рейнеке-Лис»,1941). В 1958 в качестве режиссера и сценариста (вместе с дочерью Ириной) снял последний короткометражный фильм «Carrousel Boreal» («Северная карусель»). В последние годы зарабатывал постановкой рекламных роликов и был вынужден распродать свою коллекцию игровых кукол.
Возврат к списку