30 сентября / 12 октября 1881 (Харьков) – 27 июля 1953 (Буэнос-Айрес) В 1909 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Поход минийцев» («Аргонавты»).Писал картины на мифологические темы: «Кентавромахия», «Отдых амазонок после боя», «Битва за тело Патрокла», «Борьба Тесея с кентаврами», «Аталанта состязается в беге с женихами» и др. Исполнил цикл зарисовок Бородинского поля для панорамы «Бородинская битва» Ф. А. Рубо (1910). В 1911 и 1912/1913 в качестве пенсионера ИАХ побывал в Италии, Германии и Англии, встречался на Капри с М. Горьким. В Италии познакомился с будущей женой – актрисой и танцовщицей Мальвине Верничи (1887–1972). В декабре 1911 провел последние дни у постели умирающего отца в Полтаве, исполнил его портреты на смертном одре. Унаследовав отцовское имение, занялся перестройкой и реставрацией усадьбы. Устраивал там театральные постановки и вечера характерного танца с участием жены. Обладал могучим телосложением и много времени уделял спорту. Пропагандировал красоту нагого тела, любил фотографироваться в ролях античных богов и героев. Опубликовал «Манифест о наготе» в сборнике «Нагота на сцене» под редакцией Н. Н. Евреинова (СПб., 1911). Оформлял обложки спортивного журнала «Геркулес» (Пг., 1914–1915). Сотрудничал в журнале «Вершины»; на обложке одного из номеров опубликовал «Автопортрет с Мальвиной Верничи в античных позах» (1915. № 11). В годы Первой мировой войны написал картины «Отступление немецких уланов» и «Гибель немецкого улана». Сотрудничал как иллюстратор в журналах «Вершины», «Неделя» и «Огонек». Осенью 1921 перебрался с женой и дочерью в Германию и в конце года поселился в Берлине. В марте 1923 был вместе с женой арестован за изготовление фальшивых денег и осужден на три года. Отбывал наказание в тюрьме Моабит. В октябре 1925 досрочно освобожден. Рисовал животных в берлинском зоопарке. Исполнял киноплакаты для студии «Metro Goldwin Mayer». Создал эскизы стенной росписи «Воскресение Христово» для русского православного храма в доме на углу Гогенцоллерндамм и Рурштрассе (1928). Писал портреты и пейзажи, в том числе с ностальгическими мотивами Украины, создавал картины на исторические и мифологические темы, разрабатывал символические композиции. Участвовал с семьей в движении «Natur-Mensch», пропагандировавшем сближение человека с природой. Обладая актерским талантом, в 1929 снялся в роли боярина в фильме В. Стрижевского «Игры императрицы». Написал портреты Бродского и его жены. В марте 1933 был вновь осужден за пособничество в изготовлении фальшивых денег и до декабря 1934 отбывал срок в тюрьме города Лукау. В июле 1938 поселился в Вадуце, княжество Лихтенштейн. Писал портреты, пейзажи, занимался прикладной графикой. Подписывал работы: «Prof. E. Zotow» или «Eugen Zotow». Создал ряд графических и живописных портретов членов Княжеского дома. В 1939 написал большой портрет князя Франца-Иозефа II Лихтенштейнского. Исполнил серию из пяти почтовых марок, посвященную 600-летию княжества Лихтенштейн (1942), серию из трех марок в честь свадьбы княжеской четы (1943) и серию из четырех марок по случаю открытия нового судоходного канала (1943). Работал над философским трудом «Энциклопедия общеутверждающих понятий». В 1948 был приговорен к двум годам тюрьмы за подделку государственных ценных бумаг, но по ходатайству адвоката условно освобожден от заключения. В 1951 исполнил по заказу правительства серию «Офорты из 11 общин Княжества Лихтенштейн». В 1952 провел в Вадуце вторую персональную выставку. Последней работой стала пейзажная серия «Двенадцать провинций Лихтенштейна», выполненная по поручению княжеского дома. Весной 1953 эмигрировал с женой в Аргентину. Во время переезда тяжело заболел, умер от рака печени. Похоронен в Буэнос-Айресе.
Возврат к списку