15/27 октября 1878 (Воронеж) – 8 июля 1974 (Белград) В 1903 была привлечена им к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I» (совм. с Е. М. Малешевской) к 200-летию Петербурга. В 1907 получила звание художника и – первой из женщин – заграничное пенсионерство за картину «Троицын день». В 1905–1908 состояла в браке с Н. Черным-Перевертанным – сыном председателя Воронежского городского суда. В 1908–1910 жила в Париже. Писала портреты, соединяя традицию русской реалистической школы с приемами постимпрессионизма: «Портрет поэтессы Гофман», «La Belle Hortense» (оба – 1910), «Женщины в красном» (1913), «Рабыни» (1915), «Дачницы» (1916), «Деревенские девушки» (приобретена Музеем ИАХ). Работы воспроизводились в журналах «Аполлон», «Столица и усадьба» и «Огонек». В 1910 первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников. В 1917–1920 жила в Одессе. Стала женой профессора механики, позже – ректора Новороссийского университета Антона Дмитриевича Билимовича (1879–1970). В мае 1917 у них родился сын Арсений. В феврале 1920 эмигрировала в Королевство СХС, где муж получил работу в Белградском университете. В 1926 они получили югославское подданство. В 1920–1930-е писала портреты (портрет П. Б. Струве), городские и сельские пейзажи, декоративные панно, иконы. В 1942 единственный сын и его жена были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Нарисовав «Портрет сына на смертном одре», навсегда оставила занятия искусством. В середине 1960-х благодаря усилиям воронежского искусствоведа М. И. Луневой имя художницы вновь стало известно на родине.
Возврат к списку