21 сентября 2022 года - Билинский Борис Константинович : 122 года со дня рождения
  • 19.09.2022

21 сентября 2022 года - Билинский Борис Константинович : 122 года со дня рождения

21 сентября 1900 (Бендеры Бессарабской губ.) – 3 февраля 1948 (Катания, Италия) Из семьи польских аристократов, сын генерала, начальника гарнизона в Бендерах. В 1920 с матерью и сестрами через Константинополь эмигрировал в Италию. Изучал режиссуру и сценографию, испытал влияние режиссера М. Рейнхардта. Работал декоратором в театре-кабаре «Синяя птица» и театре «Радуга». В 1922 поселился в Париже.Познакомившись с актером Иваном Мозжухиным, начал работать художником на киностудии «Альбатрос», создавал декорации, костюмы и афиши. В 1920–1930-е участвовал в постановке более чем 30 фильмов: «Пылающий костер» («Le brasier ardent») И. Мозжухина (1923), «Лев Моголов» («Le Lion des Mogols») И. Эпштейна (1924),«Тайны Востока, или Шехерезада» («Die Geheimnisse des Orients», «Schéhérazade», 1929) и «Тысяча и вторая ночь» («La mille et deuxème nuit», 1933) А. Волкова,«Белые ночи Санкт-Петербурга» («Les nuits blanches de Saint-Pétersbourg») Жана Древиля (1938), «Сердечное согласие» («Entente cordiale») М. Л’Эрбье (1939), «От Мейерлинга до Сараева» («De Mayerling à Sarajevo») М. Оффюльса (1940) и др.. За афишу к фильму «Лев Моголов» получил золотую медаль на парижской Международной выставке декоративных искусств (1925). По его эскизам шили наряды для актрис Даниэль Дарье, Жаклин Делюбак и др. В 1927 исполнял плакаты для компании кинопроката L'Alliance Cinématographique Européenne (ACE). В 1928 основал в Париже общество кинорекламы «Альборис» («L’Alboris»). Оформил оперно-балетный спектакль «Руслан и Людмила» на музыку М. И. Глинки (постановка Н. Н. Евреинова, Б. Ф. Нижинской и Б. Г. Романова, Русская опера, 1930), балеты «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (балетм. Б. Ф. Нижинская, Театр Елисейских полей, 1930), «Любовь-волшебница» М. де Фальи (балетм. Б. Г. Романов, Ballet Russe de Monte-Carlo, 1931), «Царевна-Лебедь» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (труппа Хореографического театра Нижинской, 1932), «Этюд» на музыку И. С. Баха (балетм. Б. Ф. Нижинская, Ballet Russe de Monte-Carlo, 1934), оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (парижская Русская опера, 1932) и «Пелеас и Мелисанда» К. Дебюсси (Театр Елисейских полей, 1933; Королевская опера в Лондоне, май 1937 – премьера была приурочена к коронации Георга VI). Расписал парижское артистическое кабаре «Шехеразада» (1934). В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Публиковал статьи об искусстве афиши и кинокостюма во французских журналах «Cinémagazine», «Cinéma», «L’Art Cinématographique». В 1939 вместе с женой, итальянкой Франкой Пелан переехал в Рим. В дальнейшем работал на студии Титанус-фильм в Риме. Создал декорации и костюмы для итальянских фильмов: «Тринадцать мужчин и одна пушка» («Tredici uomini e un cannone», 1936) Дж. Форцано, «Без неба» («Senza cielo», 1940) и «Женщина упала» («È caduta una donna», 1941) А. Гварини, «Смейся, паяц!» («Ridi, pagliaccio!», 1941) К. Мастрочинкве, «Имперская любовь» («Amore imperiale», 1941) А. Волкова, «Страх любви» («Paura d’amare», 1942) Дж. Амата, «Документ Z 3» («Documento Z 3», 1942) А. Гварини, «Черная пантера» («La pantera nera», 1942) Д. Гамбини, «Белый ангел» («L'angelo bianco», 1943) Дж, Антаморо, «Плоть и душа» («La carne e l’anima», 1944) В. Стрижевского, «История черноголовки. («La storia di una capinera», 1945) и «Кровавый горизонт» («Orizzonte di sangue», 1942) Дж. Ригелли, «Бедный муж» («Il marito povero», 1946) Дж. Амата, «Неизвестный из Сан-Марино» («Lo sconosciuto di San Marino», 1948) В. Коттафави с А. Милошем, Анной Маньяни и Витторио Де Сика. В Италии продолжал и для театра: создал декорации и костюмы к спектаклям «Лейтенант Виргола» Дж. Акилле (реж. Петр Шаров, театр Одеон, Милан, 1941), «Святая Иоанна» Б. Шоу (театр Арджентина, Рим, 1943), декорации к спектаклю «В шляпе набекрень» Р. Морбелли (Салон Маргерита, Рим, 1945); оформил балеты «Щелкунчик» (хор. А. Милош, театр Адриана, Рим, 1945), «Венские сумасбродства» («Follie viennesi», хор. А. Милош, театр Ла Скала, Милан, 1947). В 1956 в Катании стараниями его друзей был сооружен надгробный памятник на «Аллее Великих людей» на городском кладбище.

Возврат к списку
Яндекс.Метрика