02 октября 2022 года - Анисфельд Борис Израилевич : 144 года со дня рождения
  • 30.09.2022

02 октября 2022 года - Анисфельд Борис Израилевич : 144 года со дня рождения

2/14 октября 1878 (Бельцы Бессарабской губ.) – 4 декабря 1973 (Уотерфорд, шт. Коннектикут, США) Сын мещанина. В 1895–1900 учился в Одесской рисовальной школе у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди. В 1901 поступил в ИАХ в Петербурге, занимался в мастерской И. Е. Репина, затем – Д. Н. Кардовского. C 1903 участвовал в отчетных академических выставках. В 1905 рисовал для журналов политической сатиры «Жупел» и «Адская почта».  В декабре 1904 женился на дочери псковского купца Фриде Глезерман, в 1908 родилась дочь Морелла. Писал пейзажи, натюрморты, портреты, символические картины и библейские сцены. Исполнял стенные росписи для частных домов. В 1906 показал картины на выставке «Мир искусства» в Петербурге. В 1907 дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя для театра В. Ф. Комиссаржевской (реж. Вc. Э. Мейерхольд).  В 1909-1912 работал для Русского балета С. П. Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина и Н. К. Рериха, по собственным эскизам исполнил декорации и костюмы к балету «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1911). Создал также сценографию балетов «Исламей» М. А. Балакирева (1912, балетм. М. М. Фокин, Мариинский театр), «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова (1912/13, антреприза Анны Павловой в Берлине), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1913/14, антреприза М. М. Фокина в Берлине и Стокгольме), «Видение розы» К. М. Вебера и «Сильфиды» Ф. Шопена (1914, антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и др. В эти годы подолгу находился в Париже, Берлине, Лондоне, Венеции. С началом войны через Финляндию вернулся в Петербург. В 1915 стал членом Еврейского общества поощрения художеств, участвовал в благотворительных аукционах в пользу нуждающихся художников. В сентябре 1917 с женой и дочерью покинул Петербург. Через Сибирь, Владивосток, Йокагаму и Ванкувер прибыл в январе 1918 в США и поселился Нью-Йорке. В том же году с помощью критика и коллекционера Кристиана Бринтона устроил персональную выставку в Бруклинском музее (около 130 работ, привезенных из России), которая затем в течение двух лет обошла около 20 городов и принесла художнику известность в США. Провел персональные выставки в галерее Reinhardt (1924) и Художественном центре (1926) в Нью-Йорке, в Художественном институте Чикаго (1925, 1928). В 1926 получил американское гражданство.  В 1928 переехал с семьей в Чикаго. Оставив работу в театре, в дальнейшем занимался в основном станковой живописью и педагогикой. В 1929–1957 был преподавателем Художественного института Чикаго. В 1933 испытал потрясение в связи с самоубийством жены. В 1934 его дочь Мара Чатфилд-Тэйлор купила летний дом в Сентрал-Сити в Колорадо, где он в течение многих лет вплоть до 1965 проводил с учениками Летние школы живописи на пленэре. С сер. 1930-х и почти до самой смерти жил в апартаментах Когана – в доме с квартирами для художников в старой части Чикаго. В поздний период жизни писал лирические пейзажи и символические картины в экспрессионистской манере: «Прометей» (1952), «Рапсодия» (1955), «Созвездие» (1955), «Судьба» (1957); обращался к гротеску: «Леди в белом» (1951), «Мистики» (1954) и др. Создал цикл картин на евангельские темы: «Галилейское море» (1946–1947), «Всадники Апокалипсиса» (1946), «Снятие с креста» (1954–1956), «Оплакивание» (1957–1958). Эпизодически занимался скульптурой. Провел персональные выставки в Институте Карнеги в Питтсбурге (ежегодно в 1946–1949), галерее К. Dweller в Нью-Йорке (1956), Художественном институте Чикаго (1958), галерее Vincent Astor в Нью-Йорке (1968) и Смитсоновском институте в Вашингтоне (1971). Посмертные выставки в России проходили в Санкт-Петербурге (1994, Музей театрального и музыкального искусства), Москве (2001, Центр современного искусств на Неглинной).

Возврат к списку
Яндекс.Метрика