Пасха (Воскресение Христово) – главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Это событие считается всеми христианами величайшим, дарующим спасение миру и человечеству. Праздник получил название от еврейского праздника Песах (Пасха), посвященного исходу израильтян из Египетского рабства. Заимствование названия объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а его Воскресение – в ночь на Пасху. Праздник не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю и длится неделю, начинаясь в воскресенье и заканчиваясь в следующее воскресенье. Эта традиция связана с представлениями о том, что в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в следующее воскресенье.
По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием этого дня было торжественное ночное богослужение в храме. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником словами, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Учителя: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», – и обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет. Красное яйцо символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.
После пасхальной службы семья собиралась за столом. Первым блюдом пасхальной трапезы было яйцо, разрезанное на кусочки по количеству сидевших за столом людей. Затем каждый получал по куску творожной пасхи и кулича, ассоциирующегося с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. Это было символическим актом, утверждавшим родственные узы всех сидевших за трапезой перед ликом воскресшего Иисуса Христа.
Вся светлая пасхальная неделя посвящалась развлечениям: гости, гулянья, качели, фейерверки, театры, концерты.
Адреса:
Невский пр.,25, - Казанский кафедральный собор, православные
Старорусская ул., 8, - церковь Шестаковской иконы Божией Матери Грузинского прихода
Не менее сильным оберегом считали и четверговую свечу, скорее всего, символизирующую Благодатный огонь из храма Гроба Господня. После службы в Страстной четверг москвичи обязательно возвращались из церкви с горящей свечой. Верили, если она не погасла по дороге - год будет счастливый и благополучный. Если же её задувало ветром, свечу можно было зажечь заново у кого-то из родных или знакомых. Без огонька домой в этот день никто не приходил. От четверговой свечи зажигали все лампадки в доме и верили, что она спасёт от многих напастей, в том числе и от пожаров, которых москвичи оправданно боялись.
С пятницы начинали приготовление пасхального стола: творожные пирамидки со сладостями нужно было приготовить до обеда и идти в церковь, а после принимались за куличи: непременно из лучшей муки, не жалея яиц и сахара. Каждая московская хозяйка имела свой фамильный рецепт!
«Пасха царская». Берём 450 г сливочного масла, 5-6 желтков, 500 г сахара, 1 кг творога, 300 г сливок, по 100 г изюма, миндаля, цукатов, а также ванилин. Сливочное масло растираем с сахаром добела, добавляя желтки и ванилин. Дважды протираем через сито творог, смешиваем все ингредиенты, вводим сливки. Кладём в пасочницу с влажной марлей, сверху ставим блюдце с гнётом. Оставляем в холодильнике на сутки.
«Шоколадный кулич». Необходимо: 1,5 ст. муки, 50 г дрожжей, 8 яиц, 2 ст. сахара, 2,5 ст. толчёного миндаля, 100 г тёртого шоколада, 250 мл рома, треть стакана красного вина, полстакана апельсиновых цукатов, сок 1 лимона, по 1 ч. л. растёртых корицы и гвоздики. Дрожжи распускаем в тёплой воде и добавляем муку. Вымешиваем поднявшуюся опару, добавляем желтки, растёртые с сахаром, миндаль, шоколад, вино, ром, сок лимона, цукаты, специи и тщательно взбитые белки. Тесто кладём в смазанную маслом форму для запекания и отправляем в духовку на час при температуре 150°С. Покроем кулич глазурью, смешав 3 ст. л. какао, 3 яичных белка, полстакана сахара.
В субботу вечером готовили праздничные столы - скатерть доставали самую красивую, посуду - самую лучшую. На горячее - запечённый окорок и масляный барашек: глазки из корицы, рожки из восковой свечи, а во рту - свежая зелень. Кстати, барашков могли и выпекать как печенье или пряники.
«Барашек - сахарное руно». Купите дрожжевое или песочное тесто, тонко раскатайте его на несколько лепёшек и аккуратно вырежьте барашка (по трафарету из бумаги). Прилепите ушко, глазик-изюминку, голову и ножки можно смазать яйцом, а на тело посыпать крупнокристаллический сахар и запечь в духовке.
К вечеру суматоха смолкала, а ровно в полночь раздавался из-под самого неба звон Успенского колокола с «Ивана Великого», и только после него начинали звонить остальные московские колокола. Считалось обязательным хоть раз в жизни пасхальную заутреню провести в Кремле.
С утра горожане отправлялись с визитами к родным и знакомым для христосования, причём в воскресенье ходили мужчины, а женщины - в понедельник: кто-то должен был оставаться дома, чтобы принимать ответных визитёров. Обязательно одаривали подарками друзей, родственников, священников, прислугу.
Главные пасхальные гуляния проходили на Новинском бульваре - с балаганами, каруселями, фейерверками, театральными представлениями, позже здесь пустили даже увеселительную железную дорогу с паровой тягой. На Новинском ещё со времён Екатерины Второй отмечали Пасху, причём целую неделю - и простой люд, и дворяне.
Основные традиции празднования Пасхи у народов, принявших христианство, были схожи, однако имелись и собственные обычаи, уходящие корнями в глубокую древность. У болгар, например, самая старшая из женщин в семье первым крашеным яйцом осеняла крестом всех детей в доме, сохраняя затем это яйцо перед иконой. Киевляне умывали лицо водой, в которую клали две крашенки и медную монету, считая, что это даёт красоту и здоровье, воду обязательно выливали на огонь или в озеро. Поляки имели шуточный обряд - в пасхальный понедельник обливали друг друга водой. У марийцев Пасха именуется Кугече - это главный праздник весеннего календарного цикла, испокон веку отмечавшийся как праздник весны. Но какими бы традициями и поверьями ни сопровождался праздник, он многие века остаётся самым важным для каждого христианина.