В канун праздника соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу только сочиво – сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. Пост заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. Важнейшим событием вечери, проводимой старшим в семье, является преломление рождественских хлебов. Незанятое место за столом напоминает об умерших родственниках, а подложенное под белую скатерть сено символизирует бедность Святого Семейства.
Второй день праздника, 26 декабря, посвящается памяти святителя Стефана (жертвуются деньги беднякам), третий – евангелиста Иоанна Богослова (совершается обряд освящения вина); четвертый день – памяти святых Невинных Младенцев Вифлеемских (священники дают особое благословение детям). Либо в воскресенье, либо 30 декабря отмечается праздник Святого Семейства.
Адрес:
Празднование Рождества завершается 1 января, в День Пресвятой Богородицы.
Невский пр.,32-34, - католический собор св. Екатерины
Ковенский пер., 7, - костел Лурдской Божией Матери
Невский пр., 22, - лютеранская церковь св. Петра и Павла
М. Конюшенная ул., 1, - шведская церковь св. Екатерины
Празднику предшествует четырехнедельный пост. В самый канун Рождества соблюдается строгий пост. Он называется Сочельник, потому что едят в этот день сочиво — сваренные зерна пшеницы, ячменя или чечевицы (символ вечной жизни), которые заправлены медом (сладость благодати). С появлением на небе первой вечер- ней звезды пост заканчивается и в храмах совершаются торжественные рождественские богослужения.
В семьях же в это время все собираются за праздничным столом, читают отрывок из Евангелия, поют колядку и «пре- ломляют» освященную в храме облатку (рождественский хлеб) — символ радости приближающегося праздника. Иногда на стол кладут пучок сена — напоминание о Вифлеемских яслях. Едят в этот вечер только постные блюда. Завершается рож- дественский ужин хождением в храм на праздничную мессу.
Поскольку время правления Петра I было связано с приглашением в Россию иностранных специалистов, чаще всего католического и протестантского вероисповедания, в стране стали появляться церкви этих конфессий. Они со- хранились до наших дней, а также появилось немало новых. В Санкт-Петербурге, например, Рождество по григорианскому календарю традиционно празднуют в старейшем католическом храме России — церкви св. Екатерины и лю- теранском храме св. Петра и Павла на Невском проспекте (торжественная месса для прихожан совершается здесь на разных языках) и еще десятке храмов, таких как церковь св. Анны (Аннен-кирхен) (Кирочная ул., 8), церковь св. Екатерины (Катеринен-кирхен) (Большой просп. В. О., 1), финская церковь св. Марии (Б. Конюшенная, 6а), эстонская церковь св. Иоанна (ул. Декабристов, 54), шведская церковь св. Екатерины (М. Конюшенная, 1), костел св. Лурдской Девы Марии (Ковенский пер., 7).