Английское слово, обозначающее свадьбу, произошло от древнеанглийского слова, означающего «залог, поручительство, обет, так как обе стороны клянутся соблюдать определенные правила, которые должны обеспечить их взаимное счастье. Вполне естественно, что такое серьезное событие обставляется со всем возможным торжеством, приличествующим данному случаю; многочисленные суеверия основаны на том, чтобы не сделать ничего такого, что помешало бы удаче жениха и невесты.
Наиболее благоприятным месяцем для вступления в брак считается июнь, хотя многие не знают причины этому. Дело в том, что июнь был посвящен Юноне, жене Юпитера, верховного бога в римской мифологии. Она считалась покровительницей брака и защитницей женщин. У римлян была поговорка, что брак в июне «хорош для мужчины и счастлив для женщины». С римских же времен неблагоприятным месяцем для свадеб считается май.
Насчет дня свадьбы традиция не так строга, хотя многие предпочитают не жениться в
воскресенье. Пятница имеет нехорошие ассоциации, так как христиане полагают,
что именно в этот день был распят Иисус Христос, а также Адам и Ева вкусили
запретный плод. Однако у древних германцев пятница была самым счастливым из
дней недели, а римляне посвящали ее Венере, богине красоты и мирской любви. По
некоторым причинам немногие решаются жениться в понедельник и отдают
предпочтение среде или субботе.
| ||
Белорусская свадьба | Греческая свадьба |
Так как белый цвет - это символ чистоты, невинности и простоты, то он как нельзя лучше подходит для такой церемонии. Но древнегреческие и древнеримские невесты носили желтые накидки, которые полностью скрывали их лицо. Зеленый - цвет неудачи, его не следует надевать. Голубой, наоборот, счастливый цвет для влюбленных и поэтому невеста может надеть голубое. Обычай украшать свой наряд померанцем или так называемым «флёрдоранжем» сравнительно недавнего происхождения и был завезен в Англию из Франции приблизительно в 1820 году. Белые цветки означают невинность, а само дерево — плодородие. Гирлянды, венки и букеты цветов символизируют изобилие и процветание. В средние века невесты несли в руках колосья.
В день свадьбы невеста должна проснуться под пение птиц - в таком случае ей повезло и они с мужем никогда не будут ссориться и останутся верными друг другу. Паук на платье или фате - к добру, так как он означает богатство и довольство. Согласно старому обычаю, прежде чем отправляться в церковь, невеста должна покормить кошку, и если кошка потрется о ее ноги, то это хороший знак. Поглядев в последний раз в зеркало, невеста должна добавить что-нибудь к своему наряду, например, перчатки, иначе ей крупно не повезет.
Перед свадьбой невеста не должна плакать, так как это плохой знак. По дороге в церковь нежелательно встретить похоронную процессию, но очень хорошо встретить ягненка, жабу, голубя или паука. В церковь нужно входить правой ногой, а споткнуться — не к добру. Для того, чтобы быть счастливыми, жених и невеста должны улыбнуться друг другу перед алтарем.
Насчет жениха не так много предрассудков; от него требуется только, чтобы он не встречался с невестой в день свадьбы до начала церемонии или не видел ее в свадебном платье до того, как они встретятся перед алтарем. По этой же причине он должен повернуться к ней спиной, пока она идет по церкви. Уже направившись в церковь, жених не должен возвращаться домой; если он что-то забыл, то должен послать своего шафера или друга. Он не должен ронять обручальное кольцо; лучше всего надеть его на палец невесты как можно дальше. Если у него это не выйдет, то молодожены вскоре разведутся, а если невеста поможет ему надеть кольцо, то домом править будет она.
Шаферы и друзья жениха - пережиток тех времен, когда невесту похищали и тот, кто хотел приобрести себе жену, должен был собрать группу крепких помощников для этого дела.
История же кольца настолько древняя, что ее невозможно проследить. В одно время его считали талисманом, приносящим удачу. Когда-то кольцами с печатками ставили печати на важных документах, и потому жених, дающий свое кольцо невесте, как бы утверждает над ней свою власть. Простое кольцо из золота или платины символизирует вечную любовь и преданность, в которой клянутся друг другу влюбленные.
Согласно древнему обычаю, обручальное кольцо надевают на безымянный палец, так как считалось, что в нем расположен нерв, напрямую связанный с сердцем.
При выходе из церкви жениха с невестой осыпают рисом или конфетти. Этот обычай пришел из Индии, а в Англии молодоженов некогда осыпали зернами пшеницы. Этот обряд символизирует счастье и плодородие. Конфетти вместо риса используют потому, что оно не такое опасное, тогда как твердые зерна могут попасть в глаза и поранить их.
После церемонии подруги невесты стараются схватить букет новобрачной. Та, кому повезет, выйдет замуж следующей. Но им следует помнить старинное поверье: «Трижды подруга невесты никогда сама не становится невестой». Если она старше невесты, то ей нужно надевать одежду зеленого цвета, иначе она никогда не найдет себе мужа.
Во время праздничного обеда главным украшением стола служит свадебный пирог. Пироги на свадьбу пекли еще в Древнем Риме, но тогда они еще не были такими изощренными и украшенными орехами и сластями. Свадебный пирог делали просто из муки, воды и соли; новобрачные ели его вместе для того, чтобы в их дом никогда не вошла нужда. Украшения и сахарная глазурь появились во времена короля Карла II.
Отказаться от угощения - значит желать невесте плохого. Существует также предрассудок, согласно которому здоровье невесты зависит от количества выпитого вина, пива или других спиртных напитков. Поэтому пить лимонад или воду на свадьбе — значит навлечь на невесту болезни и неприятности.
Иногда, когда невеста удаляется для того, чтобы переодеться к свадебному путешествию, она перекидывает одну из своих туфель через левое плечо, и та из подруг, кто ее поймает, выйдет замуж следующей.
При переодевании невеста должна тщательно вынуть все булавки, которыми крепились ее фата и украшения на платье, и отдать одной из подруг или выбросить. Если она использует такую булавку в своем костюме для путешествий, то ей не повезет и медовый месяц будет испорчен.
Обычай кидать новобрачным вслед старую туфлю или прикреплять ее на машину, вероятно, берет начало из того англосаксонского обычая, когда отец давал жениху старую туфлю невесты, которой тот дотрагивался до своей головы, утверждая свою власть. Другие утверждают, что это пережиток тех времен, когда невесту похищали силой.
Медовый месяц получил свое название от того, что древние германцы после свадьбы целых тридцать дней пили медовый напиток; в празднествах принимали участие и жених с невестой. Новобрачные должны были следить за тем, чтобы ничего не разбить, особенно зеркало. Случайные ссоры в этот период считались хорошим предзнаменованием, так как предсказывали счастливое будущее. Тогда же невеста могла носить и одежду зеленого цвета, которая приносила ей удачу и любовь жениха.
Что касается возвращения домой, то сейчас с этим связано мало обрядов. В Шотландии существует обычай, согласно которому жених должен нести невесту на руках, переступая порог нового для нее дома, а свекровь - разломать над ее головой песочное печенье. Иногда также выливают на порог дома кипяток. В некоторых странах принято, чтобы невеста клала тесто на порог своего дома в знак того, что она будет хорошей хозяйкой. В Ирландии над головой невесты разламывают овсяный пирог, чтобы молодожены никогда не знали нужды.
Когда возникает новая семья, появляются и новые родственники, которых надо бы знать, хотя в некоторых современных семьях не очень-то задаются вопросом, кто такая свояченица, а кто сватья. А ведь на Руси издавна существовали понятия о родстве.
Давайте еще раз вспомним, кто есть кто:
Отец мужа-свекор; мать мужа - свекровь. Отец жены-тесть; мать жены - теща. Свекор со свекровью и тесть с тещей - сваты. Жена сына - сноха. Муж дочери - зять. Сестра мужа - золовка. Сестра жены - свояченица. Брат мужа - деверь. Жена брата мужа (деверя) - невестка. Муж сестры жены (свояченицы) - свояк.
Дети сестры, брата, золовки, деверя, свояченицы, невестки.
Китай:
В Китае цвет любви и радости - красный, поэтому красным бывает обычно все: платье невесты, свечи, коробки с подарками и конверты с деньгами. Невеста получает в подарок от своих родственниц маленькие коробочки с золотыми украшениями. На китайской свадьбе тамада, ни на минуту не закрывающий рта, руководит разделыванием огромного многослойного торта, который нужно разрезать снизу вверх, поскольку он символизирует лестницу, по которой молодые поднимаются к своему счастью.Из Китая к нам пришла традиция, когда жених и невеста во время свадебной церемонии пьют вино из бокалов, связанных красной лентой.
Тибет:
Гости благословляют молодых и повязывают им на шеи шарфики. А поскольку свадьба - торжество многолюдное, к концу его виновники сидят, увязанные шарфами по самую макушку. Здесь женщина может иметь двух мужей.
Тайланд:
Молодожены, увитые гирляндами, сидят на коленях и держатся за руки. Самый старый родственник, ведущий церемонии, опускает их руки в воду и объявляет их мужем и женой.
Индия:
Здесь девушкам разрешено вступать в брак с 16 лет, а вот юношам, вернее, мальчикам - с 5-6 лет. В Индии после окончания церемонии бракосочетания один из мужчин-членов семьи осыпает жениха и невесту лепестками цветов. Этот ритуал символизирует защиту молодых от злых сил. Чтобы отогнать злых духов, над головами молодых три раза крутят кокосовые орехи.
Иран:
Платье невесте покупает жених. Это просто большой кусок материи, в который невесту аккуратно заворачивают. После церемонии молодых посыпают сахаром.
Япония:
В день свадьбы невеста со своей семьей едет в гости к жениху. По традиции невеста надевает на голову треугольную косынку, чтобы спрятать "рожки ревности", которые, как говорят, есть у каждой женщины. В Японии невеста меняет наряд минимум трижды за свадьбу, сначала надевает белое кимоно, потом красное, потом обычный европейский наряд
Алжир:
В этой стране разрешено женщинам рождение "спящих детей" - тех, которые появляются во время длительного отсутствия мужа. По поверью этого народа "спящий" ребёнок может жить в утробе матери несколько лет. Мужья, удостоенные чести иметь "спящего" ребёнка, сохраняют отцовские чувства к внебрачным детям.
Кения:
Из Кении пошла традиция раскрашивать невесте руки и ногти ритуальными узорами черно-красного цвета; краска держится целый год, символизируя новый статус женщины. Здесь весьма распространены "пробные" браки. А свадьба играется только после рождения ребёнка.
Еще одна замечательная традиция, существующая в Кении, предписывает мужу в течение первого месяца после свадьбы носить женскую одежду, дабы почувствовать всю тяжесть женской доли.
Нигерия:
Девушка должна хорошенько поправиться перед свадьбой, иначе ее вернут родителям.
ЮАР:
Чтобы молодые были счастливы, родители должны принести огонь из своих домов и зажечь очаг в доме молодых.
Марокко:
Свадьба длится от 4 до 7 дней. Прежде чем войти в новый дом, невеста должна трижды обойти вокруг него, а перед свадьбой принять очищающую молочную ванну.
Цветы являются неотъемлемым атрибутом свадьбы афроамериканцев. Женщины украшают себя цветами и ракушками в знак чистоты и непорочности, а потом прыгают со своим избранником через метлу, что знаменует начало семейной жизни.
Традиционные африканские и афроамериканские свадьбы сопровождаются звуками барабанов и национальных инструментов. Невеста надевает бусы из ракушек как символ чистоты и непорочности.
| ||
Индийская свадьба | Китайская свадьба |
Австрия:
Невеста украшает свою фату миртом, который является цветком жизни.
Великобритания:
Невеста и ее гости вместе идут до церкви. Возглавляет процессию маленькая девочка, разбрасывающая цветы по дороге, чтобы жизнь невесты протекала счастливо и была наполнена цветами.
Германия:
Вечером накануне свадьбы друзья невесты приходят к двери ее дома и разбивают о порог блюда и тарелки в знак удачи. Гости бьют тарелки об пол, а молодые выметают осколки - чтобы в их доме больше ничего не разбилось. После венчания свидетель похищает невесту и тащит ее в пивную, где поит, пока их не найдет жених, который платит за все, что выпила невеста.
Ирландия:
Ирландцы стремятся жениться в день Святого Патрика.
Невеста перед свадьбой должна сама причесаться и уложить волосы. Этот обычай
сохраняет женскую силу. А медовый месяц пара должна провести в глуши, вдали
от всех, попивая медовое вино, - это делается на тот случай, если вдруг
родители передумают и решат разлучить влюбленных.
Испания:
В букете невесты обязательно должны присутствовать оранжевые цветы, для пущей красоты их также вплетают в волосы новобрачной. Жених дарит невесте тринадцать монет в знак того, что он может заботиться о ней и поддерживать ее в жизни. Всю церемонию невеста держит эти монеты в специальном кошельке.
Италия:
Перед дверями церкви, в которой происходит венчание, завязываются шелковые ленты, что символизирует неразрывные брачные узы.
Нидерланды:
Праздничный свадебный обед устраивается до церемонии. На обеде обязательно должны быть конфеты под названием "сахар невесты", и пряное вино, называемое "слезы невесты".
Норвегия:
В день свадьбы с двух сторон от дверей дома молодожены сажают маленькие елочки.
Финляндия:
Невеста надевает золотую корону. После церемонии незамужние женщины завязывают невесте глаза и танцуют вокруг нее. На кого невеста наденет корону, та следующая и выйдет замуж.
Франция:
молодожены придерживаются старой традиции и выпивают за свое счастье из большой чаши с двумя ручками.
Чехия:
Друзья прячутся в саду невесты и сажают там дерево, потом украшают его ленточками и раскрашенными яйцами. Легенда гласит, что она проживет столь же долго, сколько будет расти дерево.
Швейцария:
Перед своим домом молодожены сажают сосну, которая символизирует удачу и богатство. После того как молодые дают клятву в вечной любви, невеста сжигает свой венок из цветов. Если он сгорит быстро, то, значит, молодые проживут долго и счастливо.
Мексика:
Главные организаторы свадьбы - крестные жениха и невесты. Они и финансируют торжество. Гости берутся за руки и образуют хоровод в форме сердца, в центре которого молодые танцуют свой первый танец.
Венесуэла: Жениху должен дать разрешение жениться крестный отец, иначе счастья супругам не видать. Сначала устраивается гражданская церемония, через 2 недели - церковная. Обе они заканчиваются пирушками, но церковная более пышной. Молодые же должны сбежать незаметно - тогда они будут обязательно счастливы.
Чили:Среди жителей племени Навахо, одного из крупнейших индейских народов США, традиционное платье невесты состоит из четырех цветов, каждый из которых представляет сторону света: черный цвет - север, синий - юг, оранжевый - запад, белый - восток. В течение церемонии пара стоит лицом на восток: по направлению туда, где восходит солнце, что символизирует начало новой жизни.
Разберем несколько свадебных обрядов в разных странах мира подробнее.
|
|
Помолвка, или обручение, может совершаться за
несколько месяцев или за год до свадьбы.
Ее главная цель – подписание брачного контракта родителями жениха и невесты.
Участие в церемонии священника означает, что будущий брак санкционируется
церковью, которая становится в тоже время его гарантом. Основная часть
праздника происходит в доме невесты (подписание контракта, обмен сторон
свадебными кольцами, т.е. собственно обручение), но завершаться он может в доме
жениха. Сами торжества, связанные с обручением могут не ограничиться одним
днем, продолжаясь на следующий день или через некоторое время (например, через
месяц) в виде обмена визитами и подарками. С момента обручения жених получает
право иногда посещать и видеть свою невесту, но не может оставаться с ней
наедине.
Вообще на их общение накладываются разнообразные запреты. Если же кто – то из них нарушит запрет, помолвка считается расторгнутой (несмотря на общую презумпцию нерасторжимости помолвки).
Cвадьба (т.е. веселье) начинается в воскресенье, за неделю до венчания. В этот день жених посылает невесте, какой – либо подарок или приходит сам, тем и иным способом объявляя, что свадьба состоится через неделю. В Северной Греции жених обычно сначала посылает невесте некоторое количество хны, а затем приходит сам, целует руки будущим тестю и теще, после чего они переходят к деловым вопросам.
В понедельник начинаются приготовления к свадьбе. На севере Греции невеста с помощью подружек красит волосы хной, полученной накануне от жениха, во время чего поется особая песня.
Вторник – день в ритуальном отношении неблагоприятный – обычно проводится в праздности.
В среду в северной Греции принято «укладывать приданое», в чем участвуют замужние женщины из семей друзей и родственников. Большая часть приданного укладывается в нарядно расписанные сундуки, а предметы, предназначенные для подарков выставляются на показ.
Основные приготовления приходятся на четверг и пятницу: изготовление праздничных хлебов, заготовка дров, передача приданного, приглашение гостей и пр.
В Северной Греции самый наполненный заботами день предсвадебной недели – четверг, причем кое – где только в этот день начинаются серьезные приготовления. Вечером в домах жениха и невесты собираются родственницы и пекут хлебы. Пока эти хлебы готовятся, жених тайно посылает в дом невесты мальчика с небольшим количеством муки. Подружки заманивают невесту в угол и посыпают ее этой мукой. То же делают с каждым из родственников жениха, приходящих в дом невесты, и наоборот. В тот же вечер жених посылает невесте пирог, который она ломает в знак окончательного признания власти мужа. День завершается большим пиром в доме жениха.
Суббота накануне венчания – начало центральной части свадебного цикла, занимающей три дня. В этот день вечером уже начинается свадебный пир с обильной едой и питьем. Но основное событие этого дня – перевозка приданного в дом жениха. Едва ли не повсеместно в Греции в этот день совершается обряд бритья жениха и мытья невесты в бане. Жених должен принять участие в закалывании скота для праздничного стола. При закалывании им первого животного старики наблюдают, как и куда брызнет кровь, и по этой и другим предметам делают выводы о судьбе будущего брака. Наконец наступает день венчания. Невеста встает рано утром и последний день участвует в уборке дома. Затем она занимается своим туалетом. Сестры и подружки расчесывают и заплетают ей волосы.
Родственники осыпают ее серебряными монетами, которые девушки подбирают и хранят на счастье. Затем она одевается в свадебное платье, присланное женихом накануне. Голову невесты украшают золотыми нитями, свисающими до колен, а лицо закрывают длинной розовой вуалью. Один из братьев завязывает на три узла пояс вокруг талии. Одевшись, невеста целует руки всем присутствующим и, опустив глаза к полу, проходит через комнату в угол, который будет ее местом во время церемонии. Этот угол, называемый «углом невесты», украшается изящным ковром и зелеными растениями по сезону (преимущественно плющом), долженствующим символизировать юность и свежесть. Подружки возлагают на голову невесты венок из искусственных цветов, распевая песню, в тексте которой содержатся очевидные намеки на ее поведение в течение последующего обряда: она должна быть неподвижной и молчаливой. Невеста в ответ одаривает подружек креповыми платками в знак того, что и они сами вскоре вступят в брак.
Когда жених готов к церемонии, составляется процессия, в которой, кроме него, участвуют священник и собравшиеся гости. Мужчины могут ехать на лошадях, женщины чаще идут пешком. Перед отправлением к дому невесты посылают двух парней с флягами вина с предупреждением. За это сообщение парни получают подарки. После их возвращения с известием, что невеста готова, процессия пускается в путь. Шествие приближается к дому невесты. На Крите в этот момент обе стороны стреляют из ружей в знак радости (на Крите ружье – необходимая принадлежность каждого дома). На севере Греции жених должен перебросить яблоко или гранату через крышу дома невесты.
Обычно подружки захлопывают дверь перед носом и не открывают ее, пока жених или шафер не откупятся подарками, либо в знак выкупа заставляют петь и плясать его друзей. На Крите женщины из партии жениха поют перед запертыми дверями с просьбой им открыть, а им в отвечают изнутри краткими шутливыми песенками. В других случаях дорогу перегораживают веревками, требуют в качестве выкупа курицу (обычный символ плодовитости).
Повсеместно важным моментом церемонии был выход невесты из дома, причем она должна всячески изображать, что она противится уходу из отчего дома, что ее уводят силой. На этом этапе имеет место обычай примерки туфель. Туфли (обязательный предмет платья) в отличие от остального костюма, присланного женихом накануне, приносит в день свадьбы один из побратимов, который и должен обуть их ей на ноги. Подружки пытаются туфли похитить, невеста притворяется, что они ей не подходят, побратим откупается деньгами. Наконец жених выводит невесту, причем они оба держатся за концы одного платка. Невеста прощается с родными, ее сажают на лошадь, перед отправлением дают стакан вина, она делает из него три глотка и бросает стакан через плечо назад.
Весьма важным моментом свадебного обряда считается вступление молодой в дом мужа. С ее действиями связано множество примет, правил и запретов. Каждый участок маршрута новобрачной (двор, порог, дверной косяк, подножие лестницы, верхняя ступень лестницы) отмечаются особыми действиями ее самой и прочих участников церемонии. Например, свекровь встречает ее с хлебом и поясом, которые кладет на порог. Молодая должна перешагнуть через них: если перешагивает правой ногой – это хорошая примета, левой – плохая. Перед входом в дом невеста трижды низко кланяется. Она рисует медом или маслом крестики на дверном косяке или на потолке, либо участники процессии вырезают их своими кинжалами.
Наконец молодые вступают в дом. Новобрачная кланяется родителям мужа, целует им руки и берет у них изо рта своим ртом золотые монеты, которые они сжимают зубами в знак того, что они будут отныне говорить друг другу только «золотые слова». Вслед за этим гости перекусывают, священник громко читает список приданного, который скрепляется его подписью и подписью молодого, а также подписями свидетелей из числа присутствующих. Список передают отцу новобрачной, который он бережно хранит, так как в случае преждевременной смерти своей дочери он может востребовать приданное назад. На большой пир в день венчания все собираются в доме молодого. На людях молодые не целуются, но в шутку их заставляют одновременно целовать кому-нибудь руку, так чтобы губы их сблизились.
Новобрачная должна соблюдать ряд запретов в течение года. Ей нельзя видеть мертвеца, так как это приведет к смерти кого-нибудь в ее новом доме, и присутствовать на чужой свадьбе – это может быть губительно для новобрачных: ее присутствие вызовет их разлуку через развод или смерть одного из них. Невестка должна мыть ноги свекру или старшему брату мужа. Если муж приказывает жене что-либо принести, она не отдает ему в руки принесенную вещь, но кладет ее около него, а сама отходит в сторону. До появления первого ребенка она должна вести себя как можно более скромно, не смотреть свекру в лицо и преимущественно отвечать на задаваемые ей вопросы, но не начинать разговор самой. Впрочем, в прошлом существовал полный запрет для молодой говорить в присутствии родственников мужа. В случае необходимости она должна была прибегать либо к языку жестов, либо шептать на ухо золовке или детям то, что хотела сказать, а те уже повторяли ее слова в слух. Срок такого молчания был от десяти дней до трех месяцев, после чего свекор или свекровь, получив особый подарок или без оного, разрешали говорить в своем присутствии, Строгие запреты налагались на обращение по имени и членами ее новой семьи, причем муж и жена не могли называть друг друга по имени даже наедине (этот запрет, впрочем, как и вышеперечисленные, в XX в. был быстро забыт)
Первый этап китайской свадебной обрядности – сватовство.
Сватовство затрагивает престиж семей. Оно являлось очень важным делом, которое непременно требовало посредников. Сватов в Китае именовали бин жень (человек льда). В городах были профессиональные свахи, а в деревнях на эту роль приглашали мужчин из местных жителей. В Южном Китае эту роль отводили женщине.
Начиналось все с того, что семья жениха высылала семье предполагаемой невесты так называемую цао те узы — предварительную записку или карточку с указанием 8 иероглифов жизни, в которых сообщалась фамилия жениха, а так же год, месяц, день и час его рождения. По этим данным гадала семья невесты и если исход гадания был благоприятный, тут же высылали сведения о дате рождения невесты семье жениха.
Семья жениха тоже обращалась к гадателю, который подтверждал или отрицал благоприятный результат намеченного бракосочетания. Но дело не ограничивалось только обращениями к гадателю. Каждая семья в течении трех дней держали на семейном алтаре карточку. Если в это время случалось какое – либо происшествие или несчастье — например, заболевал кто-нибудь из семьи, то сватовство могло быть немедленно прекращено. Решающее слово принадлежало старшим в семье, но принимать, или отвергать решение о свадьбе считалось неприличным.
Гадания по гороскопам женщинами и мужчинами проводились разными способами. Наибольшее значение придавалось знакам двенадцатилетнего звериного цикла. К примеру, брак ожидался несчастливым, если юноша и девушка родились соответственно, в год лошади и быка, змеи и тигра, крысы и барана, курицы и собаки. Принималась в расчет и позиция годов рождения женщины и мужчины в цикле пяти мировых стихий: дерева, огня, земли, металла, воды. Считали, что непременным условием счастливой семейной жизни являлось доминирующее положение животного или стихии, которые соответствовали году рождения жениха. Нередко были случаи, когда дата рождения невесты фальсифицировалась, чтобы сделать брак возможным. По традиционным китайским представлениям, все браки заключались на небесах Лунным Стариком, и не встретить своего суженного было невозможно.
Если сватовство было успешным, семья жениха высылала невесте украшения и другие подарки, что в просторечии называлось юэдин — малым соглашением. После этого семьи жениха и невесты обменивались брачными поручительствами, которые писались на бумаге красного цвета (этот цвет считался счастливым). Для юноши письмо украшалось изображениями дракона, письмо же для девушки фениксом. В этих поручительствах сообщались подробные сведения о будущих новобрачных и их семьях. Указывали сумму вносимого за невесту выкупа. Он называется чайный подарок (чай в Китае символ плодородия и супружеской верности).
Подарками для невесты служили: пара сережек, два или четыре браслета, отрезы материи красного цвета, золотые монеты и другие различные драгоценные вещи. Высылались также специальные красные коробочки в которые клали провизию: отборный рис, различные сорта чая, соль, вино и т. Д. Семья невесты принимала все высланные ей драгоценности и украшения, но около половины даров продуктами отсылала обратно. Это аргументировалось тем, что определение сроков свадьбы требовало, как правило, нескольких визитов сватов к обеим сторонам.
Семьи обеих сторон заключали также брачные контракт, это и служило поводом для первой встречи родителей жениха и невесты. Родители жениха, прибыв на встречу, сначала совершали поклонение перед семейным алтарем (выставлялись фигуры зайца счастья или рыбы счастья). Затем хозяева и гости участвовали в церемониальной трапезе, во время которой все выпивали чашку вина долгой жизни. Жених получал в подарок пару горошин, которые он, возвратившись домой, клал в воду, а потом съедал, что, как верили, способствовало появлению потомства.
Свадьбу обычно назначали на конец года, после того, как завершались хозяйственные работы.
Приблизительно за месяц до предполагаемого переезда невесты в дом жениха, родители последнего выбирали день свадьбы. Для этого вновь прибегали к услугам гадателей. Они определяли даты совершения всех обрядов, связанных с подготовкой свадьбы; присутствие желательных и нежелательных с астрологической точки зрения лиц среди свадебных гостей и прочее. Семья жениха высылала записку семье невесты, в которой указывался день свадьбы. Вместе с этой запиской высылался выкуп свадебный наряд, различные свадебные принадлежности, а также ритуальные подарки, среди которых наибольшее значение имели круглые пшеничные или рисовые лепешки. Эти лепешки семьи жениха и невесты раздавали родственникам и друзьям, что служило уведомлением о готовящейся свадьбе.
За три дня до свадьбы семья жениха вновь посылала невесте ритуальные дары к свадьбе. Невеста же в свою очередь высылала в дом жениха предметы своего личного и домашнего обихода: одежду, туалетные принадлежности, утварь и даже мебель, что называлось пу Фан оборудовать комнату. Тем временем в доме жениха велась подготовка к приезду новобрачной. В комнате будущих супругов обновляли бумагу на окнах, заново белили стены, производили уборку. Причем позволялось это делать, только тем женщинам и мужчинам, у которых были дети, еще не потеряли родителей и не были вдовыми.
После всех приготовлений, до свадьбы в постели новобрачных должен был спать кто-нибудь из неженатых младших братьев жениха или невесты, ибо, как считалось, постель невесты не должна пустовать. Невесте не полагалось покидать женскую половину дома, с того момента, как был установлен день свадьбы. Эти дни она проводила в обществе подружек, которые провожали ее в новую семью. По обычаю она должна была причитать и плакать, выражая свою скорбь по поводу расставания с родными. Во многих районах невеста и ее подружки пели песни, в которых содержалась брань по адресу сватов и семьи жениха и даже будущего мужа, носившую впрочем — игровой характер.
Накануне свадьбы в домах жениха и невесты устраивали пиршество, в котором участвовали приглашенные родственники и друзья. Предлагавшееся на нем угощение называлось по традиции четырьмя большими блюдами и включало в себя в качестве главной обрядовой еды просяную кашу с мясом. Для невесты же важнейшей обрядовой едой в канун свадьбы было мясо высланных ей женихом свиньи и петуха.
За день до переезда в дом жениха, невеста начинала наряжаться к свадьбе и примеряла свадебное платье. По обычаю ей следовало выщипать все волосы на лице (обновить себя). Лицо невесты в соответствии с китайскими представлениями о женской красоте, было густо напудренным и нарумяненным, губы выкрашены помадой. Свадебное одеяние состояло из короткого красного халата, украшенного цветками и помпонами из разноцветного шелка и платья (красного или зеленого). Невеста носила специальный головной убор, который представлял собой металлический каркас с накладкой из птичьих перьев, шелковыми помпонами и медальонами, прикреплявшимися к каркасу пружинами. Лицо невесты скрывала вуаль из красного (иногда черного) шелка чтобы спрятать стыд. На вуали, головном уборе и даже платье невесты нередко имелись изображения дракона — символа духовной власти.
Накануне свадьбы невеста совершала ритуальное омовение, отвешивала прощальные поклоны перед семейным алтарем и меняла свою девичью прическу на прическу замужней женщины. Аналогичные обряды совершались тем временем в доме жениха, на которого его отец торжественно надевал шапку взрослого мужчины.
В день свадьбы невеста с самого утра наряжалась для церемонии переезда в дом своего будущего мужа. Она прощалась с родителями и другими родственниками. Обычай запрещал невесте есть перед свадьбой. Жених же в эти утренние часы съедал полную чашку мяса — знак достатка в будущей семье, и тоже начинал одеваться к свадьбе. Тем временем люди жениха в сопровождении музыкантов и слуг, отправлялись за невестой, неся для нее красный свадебный паланкин, разукрашенный различными счастливыми символами. Нередко в паланкин сажали мальчика, что должно было обеспечить появление мужского потомства.
Обычно представители семьи невесты дожидались гостей (посланцев жениха) где-нибудь на дороге, обменивались с ними ритуальными визитными карточками жениха и невесты, приглашали их в свой дом и устраивали в их честь небольшой пир. Гости преподносили подарки для невесты — деньги, отрезы ткани и. т. Д. Отец невесты в свою очередь, одаривал гостей, а носильщикам паланкина давал чаевые. В назначенный гадателем час один из родственников новобрачной, чаще всего муж старшей сестры, переносил сидящую на стуле невесту в паланкин, который предварительно вносили в главный зал дома. Древний обычай строго запрещал невесте идти в эту минуту по земле, она не должна была принести грязь в дом жениха.
Невеста в этот момент ничего не должна говорить, а только плакать, так что старинная китайская поговорка определяла поведение невесты на свадьбе в следующих словах: Она уезжает, плача, и возвращается смеясь. Под оглушительные разрывы хлопушек и петард свадебный картеж трогался в путь. Невеста в этот час была окружена различными талисманами, которые привлекали счастье и отвергали напасти.
Свадебная процессия выглядела следующим образом: впереди шли два представителя жениха, державшие в руках большие факелы, на которых был начертан фамильный знак жениха. За ними шествовали два представителя невесты, люди с красным зонтом. Обычно семья невесты отряжала ей в помощь женщину, которую несли в зеленом паланкине, в конце процессии. Свадебному картежу полагалось идти не спеша и обязательно окружным путем. На середине пути процессия останавливалась и «передавала» новобрачную людям жениха, после чего представители невесты возвращались домой.
У дома жениха паланкин невесты встречали шумным фейерверком. Во дворе возле ворот разжигали костер, через который переносили паланкин. Не редко в этот момент в огонь подливали масло. Вспыхнувшее пламя символизировало процветание молодой семьи. Самый старый и удачливый в жизни человек из семьи жениха обращался к невесте с приветствиями и благожелательными фразами.
К приезду новобрачной во дворе, или в доме жениха ставили столик, служивший алтарем для поклонения всем богам "Неба и Земли". Перед киотом с изображением всех богов ставили по паре свечей и благовонных палочек, пять чашек мяса, двадцать лепешек, курильницу и меру зерна, наполненную зерном гаолян. В гаолян втыкали три стрелы, на которые вешали лук. Когда паланкин с невестой выносили во двор, жених пускал в него эти стрелы, подражая божественному покровителю чадородия и браков Чжан-сяню, который поражал стрелами злых духов.
Свадебный паланкин ставили на землю. Невесте помогали сойти с паланкина две женщины: замужняя и девица. Последняя подносила невесте блюдо, на котором лежали два вареных яйца без скорлупы, выкрашенные в красный и голубой цвета; кусочек сахара; сладкие лепешки, украшенные цветком; гребень и маленький кувшин, покрытый красным платком и перевязанный разноцветными шелковыми нитями. В кувшин клали золотые и серебреные вещицы, которые входили в число важнейших свадебных талисманов невесты. Кроме того, невесте подносили миниатюрное зеркало, отпугивавшее злых духов и две скрещенные палочки, символизировавшие новый брачный союз.
Одна из женщин проводила гребнем по волосам невесты, клала ей в рот сахар и прикладывала яйца к ее щекам. У дверей дома новобрачная переступала через седло. Этот обычай вошел в быт китайцев в IV-VI вв., т. К. слова «мир», «покой» в китайском языке звучат также как и слово «седло». После того, как новобрачная переступила через седло, распорядитель церемонии произносил благожелательное заклинание. В дверях дома новобрачную встречал жених, которому тоже клали в рот кусочек сахара. Он держал перед собой два свернутых отрезка красной материи, концы которых свисали до земли. На этих отрезках ткани лежал календарь в виде свитка, именовавшийся в просторечии книгой десяти тысяч глав.
В сопровождении распорядителей церемонии жених и невеста шли по специально расстеленному ковру к жертвенному столику для совершения поклонений небу и земле. Встав перед столиком, жених зажигал на нем свечи и благовония и отвешивал четыре земных поклона: духам Неба и Земли, Солнцу и Луне, государям и стихиям воды и земли и, наконец, родителям. Невеста стояла неподвижно по правую руку от жениха, или кланялась вслед за ним. В конце церемонии молодые четыре раза кланялись друг другу. Обряд поклонения небу и земле рассматривался, как своего рода официальное уведомление божественных сил о состоявшемся браке. Отныне жених и невеста считались мужем и женой.
По окончании обряда жених вел невесту в комнату, отведенную для новой семьи. Переступив порог комнаты, молодой муж первым делом пускал стрелы во все ее углы, изгоняя, таким образом, злых духов. Затем новобрачные садились на ложе, и некоторое время сидели неподвижно в молчании. Пока молодая сидела с молодым мужем, с нее снимали закрывающее ее лицо красное покрывало. Новобрачным подносили два бокала, наполненные чаем или вином связанные красной нитью. Каждый из них отпивал глоток из своего бокала, потом они менялись бокалами, отпивали еще раз, подливали друг другу из своих бокалов и пили вновь. Этот обряд назывался единением чаш, как бы скреплял новый супружеский союз. Молодая жена, как полагалось ей в течение всей свадьбы, хранила молчание (считалось, что это способствует рождению потомства в новой семье).
После поклонения молодых у семейного алтаря и обрядов в их комнате, официальная часть свадебной церемонии заканчивалась. Молодая жена прихорашивалась и переодевалась к свадебному пиршеству, а жених выходил в главный зал дома к гостям. Начиналось время свадебных увеселений, которые продолжались обычно два дня после церемонии бракосочетания.
В день свадьбы в доме жениха собирались гости, включая сватов и родителей невесты. Ни один гость не мог явиться на свадьбу без подарка — чаще всего свертка с деньгами. Широко распространен был обычай дарить молодым супругам картинки с изображением популярных персонажей народного пантеона, например богов долголетия, радости и богатства. Картинку, снабженную специальной благожелательной надписью, вешали в комнате новобрачных К свадебному столу подавались лучшие сорта вин. Во время пиршества звучала музыка. А невеста же по обычаю на свадебном пиру не прикасалась к еде.
После окончания обеда наступал период шутливых смотрин молодой жены. Этот обычай разрешал гостям, свободно входить в комнату новобрачной, бесцеремонно обсуждать ее внешность, говорить ей непристойные вещи и в тоже время запрещал молодой женщине как-либо реагировать на все эти насмешки и оскорбления. По обычаю гости вольны оставаться в комнате молодоженов, сколько им заблагорассудится, и свежеиспеченному мужу, удавалось выдворить их лишь откупившись от них.
Перед уходом молодых на покой, им предлагали четыре чашки необычайно длинной лапши (лапши долголетия). Те должны были отведать эту лапшу, забрав в рот несколько ее нитей целиком. В течение первой брачной ночи в спальне молодых постоянно горела „лампа долгой жизни“. Постель новобрачных застилали полотенцем, с тем, чтобы на утро молодая жена могла предъявить свекрови доказательство своей невинности.
На следующий день молодожены, принарядившись, выходили из спальни и отправлялись в главный зал, для поклонения предкам и домашним богам — покровителям. Приличия требовали, чтобы жених в тот же день с утра отправил семье невесты извещение о том, что молодая сохранила невинность до свадьбы, и приглашение на обед.
В большинстве районов Китая молодожены на третий день свадьбы отправлялись в отдельных палантинах погостить в дом жены. Нередко родственники невесты устраивали мужу разные испытания. Например, ему преподносили пельмени с острейшим перцем, что по местному поверью способствовало карьере мужа и рождению умных детей. Тем не менее, молодой муж был обязан вместе с женой совершить в ее доме поклонение перед семейным алтарем. Молодоженам следовало до захода солнца вернуться домой, поскольку обычай запрещал новобрачной в течение первого месяца семейной жизни ночевать вне дома.
Американскому антропологу Уэйн Серджент не повезло, когда она решила оригинальным способом изучить характерные черты быта, нравов и обычаев туземцев племени обахарона, живущих в условиях каменного века. Уэйн предложила одному вождю племени выйти за него замуж. Бракосочетание состоялось в живописной долине Балиен в западной части небольшого индонезийского острова. Невеста была в джинсах, рубашке с закатанными рукавами и ковбойской шляпе на голове. Такая же шляпа была и на голове жениха, но она являлась единственной деталью его свадебного обряда… Возможно, все бы и прошло гладко, но индонезийское правительство узнало об этой матримониальной эпопее Серджент, и свадьбе был положен конец — ее просто выслали из страны.
А вот некоторые свадебные обряды у разных народов и племен.
В северном Лаосе у племени туэнг до сих пор сохранился древний обычай: молодой супруг должен из пагоды, где проходило венчание, и до дому, как бы далеко до него не было, пронести новобрачную на своей спине. Туэнги полагают, что злой дух, караулящий новобрачных неподалеку от пагоды, увидит, как муж любит свою жену, и заранее бросит попытки их поссорить… А в Швейцарии, по старинной традиции, молодоженов должен поздравить человек на ходулях. Принято считать, что тогда супругов ожидает долгая и счастливая жизнь.
На островах крошечного архипелага Тробриан, недалеко от острова Новая Гвинея, не существует никаких свадебных церемоний. Чтобы «зарегистрировать» брак, молодым достаточно поесть из одной миски на глазах соплеменников. А на некоторых островах архипелага принято, чтобы девушка сама предлагала юноше пожениться. Если ей понравился парень, она должна вручить его матери, сестре или другой близкой родственнице кусок… веревки.
Совсем просто в старые времена заключался брак в древней Месопотамии. Брак считался заключенным после того, как мужчина в присутствии свидетелей закрывал лицо своей невесты густой вуалью и произносил: «Она стала моей женой». Ношением вуали вольные женщины в Месопотамии отличались от рабынь.
На острове Самоа (Полинезия) сватаются обычно во время праздника. Юноша в полном боевом узоре подходит к группе девушек и начинает военный танец. Восхищенные зрительницы не сводят с него глаз. Во время песни, которую подпевают его друзья, он называет имя своей избранницы. Та возмущается посягательством на свободу и сопротивляется: бьет его, дергает за волосы, упирается — правда, не слишком, когда юноша хочет ввести ее в танцевальный круг. Юноша жестами и «рисунками» танца страстно клянется в любви. Она сначала недоверчива, но потом начинает благосклоннее относиться к его клятвам. На следующий вечер юноша и девушка встречаются уже наедине. Если родители девушки против брака, молодые убегают на неделю-другую из дома. Родители в конце концов посылают дочери белую циновку — знак прощения. Это означает, что можно готовиться к свадьбе.
Большинство свадебных традиций пришли из древнего Рима и других культур античности.
Знаете ли вы, что уже в древности на свадьбе должны были присутствовать 10 подружек невесты и друзей жениха? Их приглашали для того, чтобы отпугивать ревнивого злого духа, который мог захотеть навредить паре. Подружки невесты традиционно одевались подобно невесте, а шаферы (друзья жениха) - подобно жениху. Считалось, что среди таких похоже одетых людей злой дух не сможет отличить, где настоящие жених и невеста, и следовательно не сможет причинить им зло.
Белое платье символизирует не девственность, как думают многие, а радость и процветание. Древние греки и католики носили в праздники белые одежды. Они даже красили в день свадебной церемонии свои тела в белый цвет. В течение столетий белый цвет считался просто одним из праздничных цветов. Только в середине 17-го века, королева Виктория ввела в Англии, да и во всей Европе, моду невесте на свадьбу одевать только белое, т.к. сама королева Виктория была в белом на собственной свадьбе. Согласно другой версии эта мода была введена еще раньше Анной Австрийской. До нее невесты на свадьбу одевали розовое платье, но Анна вышла в белом. Это было так красиво, что все дамы высшего общество Франции, а в последствии и Англии, Испании, Португалии стали брать пример с Анны. К ним присоединился и простой люд.
Именно фата, а не белое платье невесты, означает ее целомудрие. Поэтому считается, что если женщина выходит замуж не в первый раз, она не должна одевать фату на свадебную церемонию.
Традицию обмена обручальными кольцами предположительно придумали египтяне. Круглая форма кольца - это вечность, бесконечное счастье и любовь между супругами.
Считается, что касание гостями жениха и невесты в день свадьбы приносит счастье, т.к. в день свадьбы пара благословляется богом.
Свадебный пирог символизирует изобилие. Древние Римляне в конце свадебной церемонии разламывали пирог над головой невесты, чтобы внести изобилие в новую семью, а крошки собирались гостями как знак удачи.
В средневековой Англии традиция была изменена: гости приносили с собой пироги и нагромождали их в центре стола, а жених с невестой пыталась поцеловаться поверх горы пирогов.
В наше время очень распространена традиция, согласно которой жених должен перенести молодую жену через порог дома, в котором они будут жить. Вот как она возникла: Раньше считали, что если молодая жена упадет на пороге своего нового дома, это плохая примета. Чтобы полностью исключить подобное падение, женихи поднимали своих невест и переносили через порог дома на руках.
В Германии живет более 82 миллионов человек, из них 38 миллионов состоят в браке. Остальные предпочитают свободные отношения, но все же иногда решаются сыграть свадьбу.
Во время помолвки, жених дарит своей избраннице колечко с камнем - символ помолвки. Но перед этим сюрприз. Жених, сначала, без предварительных согласований с невестой, покупает колечко, а затем дарит его и в этот момент делает предложение о помолвке.
При этом многие стараются, как бы подбросить кольцо, спрятать в пирог или бросить в бокал с вином. Главное, чтобы был сюрприз, чтобы она случайно обнаружила кольцо и при этом растерялась.
Кольцо помолвки должно быть толстое золотое с большим бриллиантом. Его носят на безымянном пальце левой руки. В дальнейшем, если она передумала выходить замуж, кольцо необходимо вернуть бывшему жениху.
Перед свадьбой жених дарит обручальное кольцо, но уже менее ценное - без драгоценных камней, в крайнем случае - с небольшим камушком. Таким образом, замужние женщины в Германии носят два кольца. Обручальное кольцо носят на безымянном пальце правой руки.
В Германии, в специальных инструкциях расписано до мелочей, что необходимо выполнить за 6 месяцев до свадьбы, за 3 месяца, за 1 месяц и т.д., вплоть до одного дня до свадьбы и, конечно же, что необходимо делать в день свадьбы и 3 недели после свадьбы.
Расписаны обычаи, которые необходимо выполнить, например:
Вечером перед свадьбой побить посуду, чтобы отогнать злых духов, при этом не рекомендуется бить стекло, чтобы не пораниться - молодые должны бить фарфор, а гости перед тем, как войти в дом должны бить керамическую посуду.
Перед свадебной церемонией не забыть вложить в перчатку невесты монетку - чтобы в семье были деньги.
Особенно важен момент в загсе, когда мужчина надевает кольцо на безымянный палец своей жены. Например, если кольцо застрянет, то верховодить будет женщина, если наденется легко - главой семьи станет мужчина. Наиболее находчивые девушки старались загодя немного изогнуть колечко, чтобы оно застряло.
В день свадьбы невеста должна надеть 3 одежды: одну старую вещь, чтобы продолжались семейные традиции, одну новую, как знак оптимизма, одну, и обязательно в наряде невесты должна быть голубая подвязка для чулок, которую одалживают у той подруги, которая счастлива в браке. Согласно старинной традиции, жених не должен видеть платья невесты до свадьбы.
После венчания, на белой простыне вырезается большое сердце и, когда пара выходит из церкви, простыня растягивается перед молодожёнами, преграждая им путь. Чтобы пройти дальше, в супружескую жизнь, молодожёнам приходится пролезать сквозь образовавшуюся дыру. Часто жених пытается это сделать с невестой на руках.
Желательно также распилить вместе полено, чтобы помогали друг другу, вместе порезать свадебный торт, невеста должна не глядя бросить незамужним подругам свадебный букет цветов и т.д.
Во время свадебной церемонии иногда гостям раздают записки с просьбой о том, что он должен выслать по почте молодым для повседневной жизни: это зубная паста макароны, шоколад и т. д. При этом указывается дата в какой день необходимо это сделать. В результате молодые получают по почте посылки каждый день в течение первых 2 месяцев совместной жизни.
Во время свадьбы невесту могут похитить и спрятать в ближайшей пивной, при этом жених, чтобы вернуть невесту, должен угостить похитителей пивом.
Очень романтично сыграть свадьбу в старинном фахверковом доме на 2-3 комнаты или в замке.
У кого есть деньги, то замок снимается, на целый день,
а то и на два. Из ЗАГСа к
определенному часу приглашается «официальное лицо», которое и проводит
церемонию бракосочетания. Стоимость свадьбы и первой брачной ночи в замке - до
20 000 евро. Такой праздник по силу только весьма обеспеченным людям. Многие,
ограничиваются только лишь венчанием в замковой капелле. Вся церемония
тщательно продумана: игры, танцы, наряды гостей и новобрачных.
Пятилетний юбилей бракосочетания считается деревянной свадьбой.
Юбилей бракосочетания после 6 лет – оловянная свадьба.
Семилетний юбилей – медная свадьба.
Десять лет со дня свадьбы – розовая свадьба.
Пятнадцатилетний юбилей – стеклянная свадьба.
Двадцатипятилетний юбилей – серебряная свадьба.
Пятьдесят лет совместной жизни – золотая свадьба.
Шестидесятилетний юбилей – бриллиантовая свадьба.
Семидесятилетний юбилей – каменная свадьба.
Свадебные обряды на Украине
Сватовство
За помощью в устройстве свадьбы обычно обращались к профессиональным свахам. Как бы ни хотелось девушке выйти замуж, в первый раз свахе (или сватам) полагалось отказать. Если сваха повторно приходила в течении месяца, значит, предложение серьезное, но родители предполагаемой невесты все равно отвечали отказом. После этого сваха являлась в третий раз через две-три недели. Здесь уж надо было либо соглашаться, либо разговоров о свадьбе больше не возникало.
Рукобитие
В рукобитие участвуют все взрослые родственники с обеих сторон. Происходит договор о приданном, о доме, где будут жить молодые, и т.д. После этого жених и невеста могут официально появляться вместе.
Разбивание рук
После совершения этого обряда обязательства обеих сторон не могут быть нарушены.
Смотрины
Во время смотрин жениха с невестой представляют родне и знакомым.
Вытие
Ритуальный плач (вытие) происходит на половине невесты. Цель его - показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь вот приходится уходить. На половине невесты справлялся также девичник.
Девичник
Девичник состоял из двух частей: обеда для взрослой родни и гулянки для молодежи. Центральный пункт девичника - хождение в баню с подружками.
Венчание
Накануне венчания собирается свадебный поезд. Назначаются дружки по два с каждой стороны оберегать поезд от нечистой силы. Чтобы защитить свадебный поезд, дорогу перед ним подметают веником. В то же время веник встреченный на пути свадебной процессии, может повредить благополучию молодых. В день венчания молодые называются "князем" и "княгиней".
Свадьба
После выхода из церкви дружка должен трижды обойти поезд с иконой и хлебом, заклиная нечистую сил. Для этого не возбранялось использовать ругательства. Для того чтобы в реальной жизни молодые легче преодолевали препятствия, во время свадьбы принято было вставлять палки в колеса или подкладывать свинью, или перекрывать дорогу натянутыми веревками (лентами). Когда поезд доезжал до дома невесты. Следовала новая серия препятствий. Например, в доме невесты накрыт стол, но все места заняты детьми. Жених должен любым способом занять или выкупить их: деньгами, уговорами или плеткой. Затем следует ритуальный осмотр приданного. Причем комната, где находится приданое, должна быть украшена свиной головой - символом плодовитости. Жениха с невестой принято забрасывать пшеницей или рисом – символом благосотояния и плодородия. После садьбы жених переносит невесту через порог.
Пир
На пиру молодые остаются до третьей чарки. Остальные до утра. В брачную ночь в комнате оставляют зажженным свет.
Семейные отношения и быт в Шри-Ланке, как и в большинстве стран Азии, весьма устойчивы и консервативны. В стране юридически, и в подавляющем большинстве фактически, существует моногамная семья, всякие разные формы брака запрещены законом. Но закон не может предусмотреть все случаи жизни. Многие древние семейно-брачные обычаи дожили до наших дней.
Положение женщины в сингальской семье зависит от ее социальной, кастовой и религиозной принадлежности. Главой семьи является мужчина, однако женщина в целом находится в более благоприятных условиях, чем у ланкийских тамилов или у большинства народов Южной Азии. У сингалов совершенно отсутствует обычай, как уже сказано, затворничества замужних женщин, равно как и запрет вторичных браков при вдовстве. В крестьянской семье женщина разделяет с мужем все тяготы жизни. Если мужчина обрабатывает свой участок, то женщина собирает урожай. Однако вести дом, готовить пищу, собирать топливо, воспитывать детей - занятие исключительно женское.
Традиционные сингальские свадебные обряды мало изменились, в течение веков, но теперь требуется официальная их регистрация. При заключении брачных союзов учитываются два основных момента: кастовая принадлежность и материальное положение. Таким образом, преобладают браки по расчету.
Сговор и свадебный обряд у сингалов довольно сложны и занимают много времени. Сватовство обычно начинает семья жениха, причем сам он бывает, как правило, осведомлен об этом, а девушка часто остается в неведении до того дня, когда жених впервые посещает ее дом. В качестве посредника между семьями выступает старший родственник одной из сторон или профессиональный сват. Родители договариваются о браке, и астролог сравнивает гороскопы юноши и девушки. Сингалы называют этот гороскоп "сандхан-пота", что означает "лист для памяти". Ему придается большое значение, и он бережно хранится всю жизнь. Если гороскопы не содержат сведений, препятствующих браку, то родители назначают день посещения женихом дома невесты.
В этот день жених и другие гости прибывают в дом невесты после полудня. В течении долгого времени гости и хозяева сидят на веранде, дожидаясь появления невесты. После того как входит девушка, еще некоторое время длится общая беседа за низким столиком, уставленным закусками. Потом гости, и хозяева оставляют формальную учтивость и договариваются о приданом. Астролог определяет благоприятный день для оповещения о предстоящей свадьбе, назначает день свадьбы, которая должна состояться не позже чем через три месяца после предварительного сговора.
Свадьба - большое событие в жизни деревни.
В назначенный день жених вместе с отцом, дядей и братьями прибывает к дому невесты. Жениха обязательно сопровождает члены касты "хакуру", которые несут различные подарки: одежду, 70 мер риса, бананы и другие предметы и продукты, включая пять специй в особом мешке из циновки (имбирь, перец, горчица, черный и белый тмин), связку из ста бетелевых листьев, семьдесят кокосовых орехов, сушенную рыбу. Это обилие припасов должно в какой-то мере компенсировать большие свадебные расходы, которые несут родители невесты. Характерно, что при внутрисемейном браке эти продукты не доставляются. Количество подарков, конечно, зависит в первую очередь от достатка родителей жениха. Свадебные расходы очень велики и в наше время ложатся тяжелым бременем на плечи родителей и родственников молодоженов.
Когда жених приближается к входу в дом невесты, навстречу выходит ее "массина" - двоюродный брат, т.е. сын брата матери или сын сестры отца, чтобы получить "выкуп" в виде сорока листьев бетеля, без которого он отказывается впустить прибывших. Этот выкуп называется "кадула булат". Получив символический выкуп, массина как бы отказывается от своих прав на невесту, так как по сингальским традициям идеальным считается внутрисемейный брак между нэна и мессина, т.е. двоюродными братом и сестрой.
Получив выкуп, мессина приглашает жениха и сопровождающих его лиц в дом. Предварительно у входа брат невесты из большого сосуда омывает ноги жениха, и жених опускает в этот сосуд золотую монету или кольцо, которое становиться собственностью брата невесты. Дом украшается белой хлопчатобумажной тканью, на земле также расстилаются белые полотна. Когда жених проходит по эти полотнам он роняет несколько золотых монет в качестве выкупа для служанки невесты. После этого гости, прибывшие с ними, рассаживаются, соблюдая старшинство, женщины и мужчины отдельно и их угощают. Мужская половина со стороны невесты в трапезе участия не принимает.
После трапезы гости с нетерпением ждут благоприятного часа, назначенного астрологом для проведения самого свадебного обряда, который почти неизменно всегда совпадает со временем рассвета. Всю ночь гости проводят в беседах и рассказывают разные истории, которыми столь богат сингальский фольклор. В назначенное время жених и несколько мужчин с его стороны входят в комнату, где находится невеста. Невеста одета в сари, на ней семь украшений, которые имеют определенный символический смысл. Сама комната устлана новыми коврами или белыми полотнами. На них рассыпан рис, кокосовые орехи и разбросаны листья бетеля.
Комната украшена глиняной и другой посудой, светильниками. Здесь помещены изображения богов Солнца, Земли и Луны и согласно " кандийскому обычаю ставятся две большие корзины ("ватти"), наполненные различными сосудами с молоком, рисом, кексами, орехами и особым видом бананов - пизангами.
В этой же комнате сооружена платформа - укрепленная на опорах широкая доска, покрытая белым коленкором. Этот невысокий помост называется "магул-порува", и на нем совершается самый торжественный акт бракосочетания, который связывает молодых. Поэтому и весь этот; обряд называют "порува".
Обряд бракосочетания заключается в следующем. Невеста и жених становятся на помост лицом в ту сторону, которую астролог определяет как счастливую. Затем жених вручает невесте отрез ткани, которым она опоясывает свою, талию. Этот ритуал означает, что муж берет обязательство одевать жену. Потом связывают мизинцы молодых, чтобы они всегда оставались верными друг другу. Жених и невеста обмениваются шариками, слепленными из варенного риса, и делают вид, что надкусывают их. Это должно свидетельствовать о том, что они берут взаимное обязательство обеспечивать и готовить пищу. Новобрачные обмениваются листьями бетеля. В заключение отец невесты поливает немного воды на связанные правые руки молодой пары.
После окончания свадебной церемонии родственники поздравляют новобрачных, начинается праздничный обед. После окончания обеда, молодые в сопровождении родственников, барабанщиков, большой процессией отправляются к дому молодоженов ( в настоящее время этот дом заменяет отель).
В целом свадебные обряды у всех сингалов, независимо от кастовой принадлежности, носят общий характер. Правда, у родиев браки совершаются без особых специальных обрядов, и о них даже не всегда оповещают ближайших родственников. Хотя у сингалов, исповедующих христианство, венчание происходит в костеле или другом христианском храме, в остальном свадебные обряды сингалов-христиан мало отличаются от традиционных общесингальских.
Семейно-брачные отношения у ланкийских тамилов в какой-то мере зависят от социальной и кастовой принадлежности, и в значительной степени отличаются от сингальских. В целом у ланкийских тамилов свадебные и остальные обряды мало отличаются от норм, существующих у тамилов Индии.
Ланко-тамильский свадебный обряд ("виваха") также начинается предварительным сговором, причем инициатива, как правило, исходит от семьи девушки. Поиск достойной кандидатуры и переговоры ведет обычно глава семейства, в планы которого постепенно втягивается вся семья. О планах своих родителей будущая невеста может только догадываться. Правда, в последнее время среди образованных слоев населения эта традиция начинает рушиться, и родители все чаще прислушиваются к мнению дочери.
В дом невесты жених приходит со своими родственниками и братом или близким родственником невесты, высылаемого для встречи жениха. В этот день звуки барабанов и флейт созывают многочисленных гостей к дому невесты. Сложный обряд происходит согласно традиционным индуистским обычаям. Ведущая роль принадлежит брахману. Прибывший на брачную церемонию жених торжественно встречается у входа в дом, затем его отводят в отдельную комнату, где он ожидает приглашения брахмана, совершающего брачную церемонию, чтобы войти в комнату или на веранду, где совершается бракосочетание. В комнате сооружается специально для этого торжественного события трон - "манавараи". Его украшают сложными символическими знаками из живых цветов, которые олицетворяют лингам. В самой комнате помещают изображения богов, священные светильники, разрисованную посуду и другие многочисленные предметы, которые должны свидетельствовать о достатке молодых.
Жених приглашается в комнату, где находится манавараи, и брахман совершает в его присутствии ритуальные обряды, призывающие богов покровительствовать молодым. Затем жених удаляется из этой комнаты. Место жениха занимает невеста. Она появляется в подвенечном желтого цвета сари, с многочисленными традиционными украшениями. Невеста садится на манавараи. Около нее располагаются женщины-родственницы. Брахман совершает перед ней ритуальные обряды, включая те, которые были выполнены перед женихом. Вслед за этим появляется жених и садится по левую сторону от невесты. Жених и невеста в данном случае представляют Шиву и Парвати. Обрядовая сторона достигает кульминационного момента, когда жрец совершает богослужение Шиве и Парвати, а затем обряд "каниаданам", заключающийся в передаче невесты жениху отцом невесты с согласия ее матери в присутствии родителей жениха. Брахман обращается ко всем присутствующим с приглашением быть свидетелями этого торжественного события.
После этого невеста выходит и надевает сари, подаренное ей женихом и называемое "кураи". Возвратившись, новобрачная вновь занимает свое место около жениха, и он повязывает ей брачное ожерелье - "тхали". С этого момента молодая пара считается мужем и женой, и религиозный брачный обряд на этом заканчивается.
О внутренней семейной жизни мавров почти ничего не известно. Но их свадебные обряды более просты, чем у сингалов и тамилов, и носят в значительной мере утилитарный характер. Во время бракосочетания в мусульманской семье во внутренних комнатах собираются женщины, где в пышном подвенечном платье невеста ожидает прибытия жениха. Его встречает отец или брат невесты. В присутствии муллы и чиновника - регистратора браков подписывается брачное свидетельство "никах". Невесту представляет отец, в качестве свидетелей документ подписывают мужчины-родственники, по два с каждой стороны. После этого жених входит в комнату, где его ожидает невеста, и, пока мулла в отдалении читает свои молитвы, выполняет обряд надевания золотого ожерелья - савади - на шею новобрачной. Затем подходят родственники и гости, желают молодоженам процветания и счастья. Согласно обычаю каждый близкий родственник дарит новобрачному золотое кольцо. На этом официальная часть бракосочетания заканчивается.
Большим своеобразием отличается семейные отношения у веддов. У них, особенно у лесных веддов, до сих пор сохранились значительные пережитки матриархата. Сватовство, свадебный обряд и развод отличаются крайней простотой. Юноша без всякого свадебного поезда отправляется к своей избраннице, неся недорогие подарки: кусок ткани, ожерелье, браслет, шпильки. Принимая подарки, девушка тем самым выражает согласие на брак. Взяв подарки, она завязывает жениху вокруг талии поясную тесемку, сплетенную ею заранее. Этот шнурок хранится всю жизнь. Развод происходит без соблюдения каких-либо формальных обрядов: достаточно одной из сторон высказать пожелание расстаться.